мария бутуева
Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников средствами экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к Родине
начинается с любви к природе»
(К. Паустовский).
Актуальность
Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. Вот и сегодня перед нами встаёт важный вопрос воспитания патриотов нашей страны.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и к родной природе, родной земле. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, представляя широкие возможности для экологического воспитания.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников средствами экологической тропы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наши дни природный мир испытывает на себе все возрастающее влияние человека. И если ребёнок научится дорожить, сохранять и видеть прекрасное вокруг себя, то, несомненно, он станет патриотом страны. Поэтому, патриотическое воспитание дошкольников важно осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.
Поскольку понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого, то беспрепятственное включение детей, здесь и сейчас, во взаимодействие с объектами экологической тропы, способствуют формированию нравственно- патриотических качеств. В свою очередь, применение эффективных методов, форм и технологий со стороны взрослого, позволяет усилить данный эффект.
Актуальность патриотического воспитания на современном этапе подтверждается рядом нормативно-правовых документов, включая: Национальную доктрину образования в Российской Федерации; ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»; Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; в содержании ФГОС ДО и др.
Целью данной работы является: формирование ценностных нравственно- патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с объектами природы на экологической тропе.
Задачи: формировать ценностные качества : любознательность, инициативность, наблюдательность, самостоятельность, способность к принятию собственных решений, в ходе взаимодействия с объектами природы на экологической тропе; Развивать осознано-правильное отношение к природе; Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней; Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье; Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства. Воспитание желания трудиться, стремления к созиданию. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.
Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовались благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Кроме того, такая работа, позволит сформировать человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.
Новизна данной работы заключается в инновационном содержании экологической тропы и в форме организации экологической работы с акцентом на патриотическое отношение детей к труду людей разных профессий, окружающей природе.
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.
Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, физическая культура. Кроме того, природоведческие знания интегрируются:
в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников)
в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий)
в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.).
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность.
Нравственно- патриотическим воспитанием детей, наше дошкольное учреждение занимается давно. Реализуя часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, мы используем программу «Я- ангарчанин». Модули, входящие в содержание данной программы, охватывают как историю становления и развития города, символику, географическое положение города, знания о людях, внесших свой вклад в процветание города, так и природные и климатические особенности нашей местности. Поскольку, одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, возникла идея организовать экологическую тропу на территории дошкольного учреждения.
Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач я использовала благоприятные условия: объекты природы, с которыми воспитанники устанавливают непосредственный контакт, разработала интересный и доступный материал, позволяющий стимулировать познавательную активность и самостоятельность детей.
Экологическая тропа, организованная на территории нашего дошкольного учреждения – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах и схемы, формирующие правильное поведение детей в природе. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы.
Основные мероприятия проходящие на экологической тропе – это оформление экологической тропы с включением в неё различных объектов живой и не живой природы; разработка методического сопровождения для организации работы на экологической тропе; включение организации деятельности детей на объектах экологической тропы в повседневную жизнь.
К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями. У каждого объекта выставлена информационная табличка (щит) с краткой информацией об объекте. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.
Видовые точки экологической тропы :
• «Метеостанция» : включает метеобудку, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, осадкомер, ледомер, ловец облаков и т. д. Организуя экспериментально- исследовательскую деятельность детей на метеостанции, позволяет сформировать у детей не только навыки исследовательской деятельности: любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения, но и познакомить с профессией метеоролога и результатами его труда, что является частью патриотического воспитания детей.
Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.
• «Огород» состоит из культурных растений, выращенных самими детьми. Такая деятельность позволяет приобрести опыт труда в природе, обогатить знания о профессиях агроном и дизайнер ландшафта. Имеется календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая.
Работа на данном объекте способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
• «Деревья и кустарники». На данном объекте мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение нескольких лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы.
• «Зеленая аптека» включает лекарственные растения, что позволяет сформировать знания о роли таких растений для здоровья человека.
• «Лесные чудеса» Целый ряд объектов в зоне тропы созданы своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт- это макеты животных и насекомых. Такие объекты позволяют сформировать представление о среде обитания и безопасном поведении с ними.
• «Страна насекомия» на данном объекте мы постарались частично рассказать о окружающих нас насекомых, таких как разновидности пауков, бабочек, божьих коровок, муравьях, пчелах. Особое внимание уделили пчелам и профессии «Пчеловода», что способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду.
• «Тропа Здоровья». Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровье сбережению воспитанников в летний оздоровительный период, в который вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, обслуживающий персонал, родители и сами дети. Тропа здоровья выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, с помощью разнофактурного природного материала. Это спилы деревьев, сосновые шишки, галька, песок. «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогает детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движении ребенка.
• «Птичья столовая» один из интересных объектов «Экологической тропы». На данном объекте размещены кормушки и скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Объектами наблюдений становятся: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, дятлы. Этот объект позволяет прививать детям нравственные качества, формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
• «Цветочная мозаика». На территории нашего детского сада в летний период находится несколько цветочных клумб, исполненных в виде цветочных мозаик. Рассаду для цветов выращивают дети в детском саду, а также на помощь приходят родители.
Встречает и провожает ребят хозяин экологической тропы – Старичок Лесовичок. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма задания, участвует в театрализованных праздниках. Он помогает проводить занятия на тропинке, проводит экскурсию по маршруту тропы. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Лесовичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы природы — ягоды или орехи.
Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, любознательности, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы : тематические занятия «Разные клювы», «Такие разные растения», беседы «Разные деревья» и т. п., наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность и экспериментирование, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций, а также для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др.
Улучшение материально- образовательной среды. Внедрение в образовательный процесс методов проблемно- поисковой направленности; эффективных форм (акция, работа с картой, трудовой десант) и технологий (социо- игровая)
Интерес вызывает и создание газет: «Экологический вестник»; «Природа и мы»; «Оглянись вокруг»; «Остановись, мгновение».
Дети проявляют интерес к сюжетно- ролевой игре «Экологическая полиция», которая формирует у них навыки экологического грамотного и безопасного поведения в природе. Дети сами проверяют отношение друг друга к природе по следующим параметрам:
Как сверстники относятся к объектам природы?
Убирают ли дети за собой мусор? и др. Итоги подводятся на «Экологическом экране».
Важно и то, что экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
При условии вовлечения в организованную деятельность всех участников образовательных отношений и соблюдении выработанных правил поведения, при взаимодействии с природными объектами, минимизируются риски различного отношения к природе в дошкольном учреждении и вне его.
В результате реализации практики:
Происходит осознанное, бережное отношение детей к природным объектам;
сформированность таких качеств личности, как проявление любознательности, инициативности и самостоятельности в принятии решений по улучшению и сохранению природы через акции, трудовые десанты и др. ;
Непосредственное участие детей в создании и обогащении объектов экологической тропы.
Значительно вырастает уровень экологических знаний о природе
Повышается уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
Значительно вырастает уровень в воспитании чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, а также гуманного отношения ко всему живому
Повышается уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Список использованной литературы.
1. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
2. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.
3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.
4. Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М., 2003.
5. Почемучка. / Под ред. Дитрих А., Юрмин Г. – М., 1987.
7. Энциклопедия Почемучки / Под ред. Кутузова С. М. – М., 200
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». – СПб, Детство-пресс», 2004.
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. «Дети, взрослые и мир вокруг». – М., «Просвещение», 2013.
Журнал «Дошкольное воспитание» : 1294, 195, 798.
Корзун А. В., Кишко С. В. «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ-педагогики». – Мозырь, 2003.
Молодова Л. П. «Экологические праздники для детей» — Минск, 2012.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., «Просвещение», 2001.
Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Прогулки в природу». – М., «Просвещение», 2003.
Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу?» — М., 2002.
Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?». – М., 2012.