Лучший педагог года

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Владимировна Макушкина
Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

к родной стране, к её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Актуальность

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Публикация «Самообразование на тему „Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

3. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

5. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников, некоторых «проблем» детского сада.

6. Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

План:

Сентябрь – октябрь

Просмотр видеофильма «Наш родной город»

Изучение опыта педагогов ДОУ.

Изучение методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Подготовка мате-риалов к оформлению родительского уголка по данной тематике

Ноябрь

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Анкетирование воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Создание предметно-развивающей среды

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Консультации для родителей по теме: «Готовимся к прогулкам и путешествиям по родному городу», «Познакомьте ребенка с родным городом»

Декабрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Знакомство с историей города Тайшета.

Вечер поэзии «Мой любимый город».

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование нравственно-патриотических чувств

у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»

Создание картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию. Обновление и пополнение собственного сайта.

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Экскурсии и прогулки к достопримечательностям города детей с родителями.

Оформление фотоальбома «Мы гуляем всей семьей по городу».

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Викторина для педагогов «Знаешь ли ты свой город?» творчестве с детьми».

Подбор электронных презентаций по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Консультация «Русские культурные традиции и нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Февраль

Просмотр видеопрезентаций "Защитники Родины". Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Открытый просмотр ООД «Главные праздники России».

Отбор элементов по теме: «Формы и методы нравственно – патриотического воспитания детей старшей группы».

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Март

Развлечение «Игры наших бабушек».

Консультация для педагогов в виде презентации «Народные игры».

Подготовить картотеку народных игр. Создать в группе уголок народных игр.

Консультация «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми»

Подготовить совместную викторину для детей и родителей «По следам русских сказок».

Апрель

Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».

Выступление на педагогическом часе из опыта работы по теме: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию».

Создание медиатеки.

Подбор DVD дисков по изучаемой теме

Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайте детского сада (создание консультации).

Консультация «Круг чтения и формирование системы ценностей».

Май

Просмотр видеопрезентаций «Дети герои войны»

Занятие-праздник «Этот День Победы…»

Оформление стенда («Они сражались за Родину!»

Презентация альбома «История нашего города»

Самоанализ (подготовка творческого отчета).

Оформление альбома «История нашего города».

Задачи на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Список используемой литературы:

1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2

2. Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.

3. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., 1985

4. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.

5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», М., 2004.

6. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности. 2005.

8. Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.

9. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям. Киев, 1980 – С. 133

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 августа 2020 в 19:47
+172Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД