Папки-передвижки

«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности» (из опыта работы)

Ольга Харченко
«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности» (из опыта работы)

«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности»

В современном мире острой проблемой остаётся воспитание человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди!». Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир.

Публикация «„Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств : гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.

Игра для малыша – это не только забава. Играя, ребёнок приобретает знания, умения, навыки, культивирует удовольствие и радость. Это целый мир, в котором он живёт, формирует способности, даже не догадываясь об этом. Б. Никитин в книге «Интеллектуальные игры» писал: «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям, «купается» в нём ваш ребёнок. И надо сделать это быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь». [2]

Посредством игры можно воспитать жестокого, равнодушного человека, а можно – человека отзывчивого, нужного обществу. Отсюда возникает проблема: какие игры будут формировать развитие нравственных качеств ребенка, и при каких условиях становление нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее? Решение данной проблемы осуществляем путем создания условий для формирования в детях нравственных качеств, через игровую деятельность.

Считаем, что новизна данного педагогического опыта заключается в обогащении содержания воспитательно-образовательной работы, в создании системы методов и приемов, нацеленных на обучение нравственным нормам поведения дошкольников в игровой деятельности.

Цель работы автора педагогического опыта состоит в формировании и развитии у детей дошкольного возраста социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений; в создании условий для воспитания доброты, сочувствия, отзывчивости, заботы через различные виды детских игр.

Для получения положительных результатов при решении поставленных задач, мы применяем практические, словесные и наглядные методы и приёмы.

Переходя из одной возрастной группы в другую, дошкольники должны иметь элементарные представления об этических нормах поведения, осознавать понятия «можно - нельзя», «хорошо - плохо». Исходя из этого, мы работу по данной теме ведём с младшей группы. Воспитание таких качеств личности как : забота, сочувствие, сопереживание формируем у детей через простейшие игры с куклами. Например: «Кукла Таня заболела». Дети младшей группы, опираясь на пример педагога, его показ действий, его слово, овладевают нормами поведения. После игры обязательно подводим итог: одобряем заботливое обращение малышей с куклой или обращаем внимание на грубое обращение с ней, порицаем жестокость. Сначала дети проявляют сочувствие к кукле по инициативе и образцу взрослого. Но мы уверены, что систематическая воспитательная работа по формированию нравственных качеств, приводит к положительным результатам.

В игровой форме с ребятами активно используем естественные жизненные обстоятельства, которые помогают накоплению у детей положительного опыта социальных отношений. Например: вышли с детьми на прогулку, а на дорожке лежит жучок, который не может встать и уползти. Обращаем внимание детей: «Жучка могут растоптать дети, взрослые». Создаем проблему: «Можем ли мы ему чем-нибудь помочь?» или «Что мы можем сделать для жучка?», которую дети решают через игру.

Работу по знакомству детей с правилами поведения в обществе проводим в форме мини-бесед, содержание которых опирается на литературные произведения. Приведем пример: после чтения сказки «Теремок» проводим беседу о дружном поведении героев (в ходе беседы применяем показ иллюстраций или настольный театр, который помогает ребятам представить персонажей сказки). Далее задаём вопросы по тексту. А с помощью вопроса: «Что было потом, о чём в сказке не говорится?» - дети домысливают, что могло быть дальше, где они стали жить, как дружно строили новый теремок.

По окончании беседы делаем вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Давайте и мы будем жить дружно!»

В младшем возрасте дети уже знают некоторые вежливые слова. Расширить их знания мы предлагаем с помощью игры «Вежливый Волк». Для игры используем дидактическую игрушку - Волчок. Дети становятся в круг, передают игрушку Волка друг другу, здороваются с ним, спрашивают о его здоровье, его делах, настроении. Автор опыта подсказывает ребятам, как можно по-разному спросить Волка о его делах, здоровье - «Как поживаешь?», «Как ты себя чувствуешь?», «У тебя всё в порядке?» и т. д. Волк, в свою очередь, благодарит детей тоже по-разному (в роли волка - воспитатель). Таким образом, с помощью игрового персонажа, дети сами начинают понимать важность чуткого отношения к ближнему, совершать положительные поступки, имеющие огромное значение в нравственном развитии дошкольника.

Мы убеждены, что нужным и важным условием для проведения игр, является предметно-игровая среда, которая создается в соответствии с возрастом детей. Так, в младшей группе оформили дидактическое пособие «Цветик-семицветик», которое дети очень полюбили, прикрепляя к цветку лепесточки, дети рассказывают о положительных моментах в играх, о добрых поступках в течение дня.

Как не печально об этом говорить, но всё чаще мы наблюдаем примеры детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Богатые возможности в воспитании уважительного отношения к близким, доброжелательности дают сюжетно-ролевые игры, в них отражаются социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка. Дети очень любят играть в «Дочки-матери». Именно в семье ребенок с ранних лет усваивает всё разнообразие нравственных норм поведения. Роли в игру вводим только тогда, когда дети освоят навык выполнения ряда игровых правил.

В работе по формированию нравственных навыков поведения с малышами имеют место дидактические игры. Играя, ребенок учится проявлять добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Так, при проведении дидактической игры «Едим в гости», малыши с удовольствием побывали в гостях у бабушки и дедушки, оказывали им помощь, не забывали говорить «волшебные слова».

Активно применяем в работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу - малоподвижные игры. Например: игры «Я буду твоим другом», «Ласковая цепочка». Мы создаем такие условия, которые побуждают детей переходить от действия в одиночку к совместным действиям. Например: после неоднократного чтения сказки «Три медведя», решили с детьми смастерить шапочки героев сказки - такая совместная деятельность сближает детей.

Также, учим детей придумывать собственные сказки, в которых они проявляют заботу, внимание, Например: вместе с детьми придумали сказку, которую назвали «Вежливая страна».

Для формирования коллективистских чувств используем музыкальные хороводные игры, в которых дети дружно выполняют действия с хлопками, притопыванием, проговариванием, такие игры, как «Водят пчёлы хоровод», «Именины», «Вьюн» и другие.

Таким образом, мы видим, что воспитательные возможности для формирования нравственных качеств личности дошкольников посредством различных видов игр безграничны. Участие детей в играх помогает им найти общий язык, облегчает сближение друг с другом, формирует навык этического поведения в обществе. Это позволяет сделать вывод - игры, проводимые нами с детьми младшей группы, имеют воспитательно-образовательную направленность.

Литература

1. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. - М., 2006.

2. Никитин Б. Н. Интеллектуальные игры. - М., 1990.

3. Кукушкина Е. Ю. Играем и учимся дружить. - М. 2013.

4. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. - М., 1963.

Публикации по теме:

Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГТ Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение её во многом зависит от начального.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности» (из опыта работы)
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 18:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД