МААМ-картинки

«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности» (из опыта работы)

Ольга Харченко
«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности»

В современном мире острой проблемой остаётся воспитание человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди!». Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир.

Публикация «„Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств : гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.

Игра для малыша – это не только забава. Играя, ребёнок приобретает знания, умения, навыки, культивирует удовольствие и радость. Это целый мир, в котором он живёт, формирует способности, даже не догадываясь об этом. Б. Никитин в книге «Интеллектуальные игры» писал: «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям, «купается» в нём ваш ребёнок. И надо сделать это быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь». [2]

Посредством игры можно воспитать жестокого, равнодушного человека, а можно – человека отзывчивого, нужного обществу. Отсюда возникает проблема: какие игры будут формировать развитие нравственных качеств ребенка, и при каких условиях становление нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее? Решение данной проблемы осуществляем путем создания условий для формирования в детях нравственных качеств, через игровую деятельность.

Считаем, что новизна данного педагогического опыта заключается в обогащении содержания воспитательно-образовательной работы, в создании системы методов и приемов, нацеленных на обучение нравственным нормам поведения дошкольников в игровой деятельности.

Цель работы автора педагогического опыта состоит в формировании и развитии у детей дошкольного возраста социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений; в создании условий для воспитания доброты, сочувствия, отзывчивости, заботы через различные виды детских игр.

Для получения положительных результатов при решении поставленных задач, мы применяем практические, словесные и наглядные методы и приёмы.

Переходя из одной возрастной группы в другую, дошкольники должны иметь элементарные представления об этических нормах поведения, осознавать понятия «можно - нельзя», «хорошо - плохо». Исходя из этого, мы работу по данной теме ведём с младшей группы. Воспитание таких качеств личности как : забота, сочувствие, сопереживание формируем у детей через простейшие игры с куклами. Например: «Кукла Таня заболела». Дети младшей группы, опираясь на пример педагога, его показ действий, его слово, овладевают нормами поведения. После игры обязательно подводим итог: одобряем заботливое обращение малышей с куклой или обращаем внимание на грубое обращение с ней, порицаем жестокость. Сначала дети проявляют сочувствие к кукле по инициативе и образцу взрослого. Но мы уверены, что систематическая воспитательная работа по формированию нравственных качеств, приводит к положительным результатам.

В игровой форме с ребятами активно используем естественные жизненные обстоятельства, которые помогают накоплению у детей положительного опыта социальных отношений. Например: вышли с детьми на прогулку, а на дорожке лежит жучок, который не может встать и уползти. Обращаем внимание детей: «Жучка могут растоптать дети, взрослые». Создаем проблему: «Можем ли мы ему чем-нибудь помочь?» или «Что мы можем сделать для жучка?», которую дети решают через игру.

Работу по знакомству детей с правилами поведения в обществе проводим в форме мини-бесед, содержание которых опирается на литературные произведения. Приведем пример: после чтения сказки «Теремок» проводим беседу о дружном поведении героев (в ходе беседы применяем показ иллюстраций или настольный театр, который помогает ребятам представить персонажей сказки). Далее задаём вопросы по тексту. А с помощью вопроса: «Что было потом, о чём в сказке не говорится?» - дети домысливают, что могло быть дальше, где они стали жить, как дружно строили новый теремок.

По окончании беседы делаем вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Давайте и мы будем жить дружно!»

В младшем возрасте дети уже знают некоторые вежливые слова. Расширить их знания мы предлагаем с помощью игры «Вежливый Волк». Для игры используем дидактическую игрушку - Волчок. Дети становятся в круг, передают игрушку Волка друг другу, здороваются с ним, спрашивают о его здоровье, его делах, настроении. Автор опыта подсказывает ребятам, как можно по-разному спросить Волка о его делах, здоровье - «Как поживаешь?», «Как ты себя чувствуешь?», «У тебя всё в порядке?» и т. д. Волк, в свою очередь, благодарит детей тоже по-разному (в роли волка - воспитатель). Таким образом, с помощью игрового персонажа, дети сами начинают понимать важность чуткого отношения к ближнему, совершать положительные поступки, имеющие огромное значение в нравственном развитии дошкольника.

Мы убеждены, что нужным и важным условием для проведения игр, является предметно-игровая среда, которая создается в соответствии с возрастом детей. Так, в младшей группе оформили дидактическое пособие «Цветик-семицветик», которое дети очень полюбили, прикрепляя к цветку лепесточки, дети рассказывают о положительных моментах в играх, о добрых поступках в течение дня.

Как не печально об этом говорить, но всё чаще мы наблюдаем примеры детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Богатые возможности в воспитании уважительного отношения к близким, доброжелательности дают сюжетно-ролевые игры, в них отражаются социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка. Дети очень любят играть в «Дочки-матери». Именно в семье ребенок с ранних лет усваивает всё разнообразие нравственных норм поведения. Роли в игру вводим только тогда, когда дети освоят навык выполнения ряда игровых правил.

В работе по формированию нравственных навыков поведения с малышами имеют место дидактические игры. Играя, ребенок учится проявлять добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Так, при проведении дидактической игры «Едим в гости», малыши с удовольствием побывали в гостях у бабушки и дедушки, оказывали им помощь, не забывали говорить «волшебные слова».

Активно применяем в работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу - малоподвижные игры. Например: игры «Я буду твоим другом», «Ласковая цепочка». Мы создаем такие условия, которые побуждают детей переходить от действия в одиночку к совместным действиям. Например: после неоднократного чтения сказки «Три медведя», решили с детьми смастерить шапочки героев сказки - такая совместная деятельность сближает детей.

Также, учим детей придумывать собственные сказки, в которых они проявляют заботу, внимание, Например: вместе с детьми придумали сказку, которую назвали «Вежливая страна».

Для формирования коллективистских чувств используем музыкальные хороводные игры, в которых дети дружно выполняют действия с хлопками, притопыванием, проговариванием, такие игры, как «Водят пчёлы хоровод», «Именины», «Вьюн» и другие.

Таким образом, мы видим, что воспитательные возможности для формирования нравственных качеств личности дошкольников посредством различных видов игр безграничны. Участие детей в играх помогает им найти общий язык, облегчает сближение друг с другом, формирует навык этического поведения в обществе. Это позволяет сделать вывод - игры, проводимые нами с детьми младшей группы, имеют воспитательно-образовательную направленность.

Литература

1. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. - М., 2006.

2. Никитин Б. Н. Интеллектуальные игры. - М., 1990.

3. Кукушкина Е. Ю. Играем и учимся дружить. - М. 2013.

4. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. - М., 1963.

Публикации по теме:

Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГТ Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение её во многом зависит от начального.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности» (из опыта работы)
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 18:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Харченко (УИ 267754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД