Наталья Баранова
Консультация «Формирование общения дошкольников со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Окружной семинар
«Создание условий для социально-коммуникативного развития в детском саду»
Тема выступления: «Формирование общения дошкольников со сверстниками»
В наше время, к сожалению, лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Публикация «Консультация „Формирование общения дошкольников со сверстниками“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
В дошкольном возрасте, общение со сверстниками становится ведущей потребность. ФГОС ДО определяет в качестве приоритетной задачи создание условий для полноценного развития воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития (развитие эмоционального интеллекта).
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого, не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он в дальнейшем будет комфортно чувствовать себя среди людей.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом; учатся договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников, стараться разрешать конфликты.
Мною были изготовлены дидактические пособия, направленные на формирование навыков общения дошкольников со сверстниками.
Пособие – «Мирилка кот Леопольд» - представляет собой коробку, которая обклеена голубой бумагой, с персонажем Кот Леопольд и ладошками.
Цель пособия: формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты с ровесниками на основе уважения и сотрудничества.
Задачи: помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого обращения со взрослыми и сверстниками.
Дети кладут свои ладошки на ладошки кота Леопольда и произносят заветные слова: «Мирись,мирись,мирись и больше не дерись, а просто улыбнись» ( или другие стихи-мирилки: «Чтобы солнце улыбалось, нас с тобой согреть старалось, нужно просто стать добрей, и мириться нам скорей!», «Чем ругаться и дразниться, лучше нам с тобой мириться! Очень скучно в ссоре жить, потому давай дружить»)
С помощью мирилки многие ребята нашли себе друзей. Дети понимают, что друг - это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, не ссорятся, делятся игрушками.
В результате, если вдруг дети не находят в чем-то согласия, то «Мирилка кот Леопольд» всегда приходит на помощь.
«Колпак-невидимка» - колпак сшитый из плотной непрозрачной ткани, высотой примерно 1м., в нижнюю его часть вставляется гимнастический обруч, а к верхней части пришивается петелька.
Цель пособия: развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности.
Задачи: активизировать внимание ребёнка к сверстнику, учить договариваться, стимулировать сплочение детского коллектива, доброжелательную атмосферу.
Данное пособие предназначено для проведения коммуникативной игры «Кто под колпаком?». Описание: дети свободно двигаются под музыку, музыка останавливается, дети закрывают глаза, педагог в это время накрывает одного из детей колпаком. Детям нужно отгадать, кто под колпаком. Для усложнения игры педагог может попросить описать внешний вид ребенка, цвет одежды, причёску и т. д. Если дети затрудняются ответить, то тот, кто спрятался под колпаком кричит «Ау» или «Это я».
Пособие «Экран эмоций» - пособие представляет собой полотно, на котором изображена картинка экрана телевизора (формат А3). Картинка ламинирована и наклеена на твердую основу. В верхней и нижней части экрана наклеены две полосы липкой ленты, на которые крепятся карточки. Карточки находятся в кармашках на оборотной стороне пособия. Оно способствует формированию у детей коммуникативных навыков, способность к сочувствию и сопереживанию окружающих, устанавливается благоприятная эмоциональная атмосфера.
Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи: - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике; развивать умение узнавать и различать основные эмоции предлагая их сравнивать; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; закреплять навык выражения эмоций с помощью мимики, а также формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Данное пособие можно использовать для дидактических игр, а также во время совместной образовательной деятельности по лексическим темам «Семья», «Женский праздник – 8 марта», «Я и мои эмоции».
Вывод: таким образом, систематическое использование в работе дидактических пособий, направленных на общении дало положительные результаты. Между детьми царит атмосфера дружбы, взаимопонимания и спокойствия. Многие дети научились налаживать отношения и решать конфликты мирным способам, а также правильно выражать свои негативные чувства.
Приложение:
Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи: формировать умение определять и различать эмоции; развивать память.
Правила игры: игра в парах, искать, называть и подбирать нужные картинки.
Ход игры: один участник выкладывает на верхнюю полосу карточку с изображением какой-либо эмоции ( например: злая кошка, задача другого- на нижнюю полосу выложить аналогичную эмоцию (злой пёс) и т. д.
Дидактическая игра «Найди противоположности»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи: формировать умение находить эмоции противоположные по значению, развивать внимание и мышление.
Правила игры: искать, называть и подбирать нужные картинки.
Ход игры: педагог раскладывает на столе картинки и предлагает найти, назвать и прикрепить на экран противоположные эмоции ( например: грусть-радость, злость-доброта и т. д.)
Дидактическая игра «Угадай эмоцию»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи: формировать умение выражать эмоции с помощью мимики.
Правила игры: думать, называть, искать и прикреплять нужные картинки на экран.
Ход игры: один участник невербально (без слов) изображает загаданную эмоцию, а другой думает, находит соответствующую карточку и выкладывает её на экран.