Анна Зинченко
Формирование основ системного мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ системного мышления у дошкольников»
Для того чтобы соответствовать требованиям реальности, нужно обладать системным мышлением, позволяющим оценивать любую ситуацию целостно, видеть и использовать все взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений действительности.
Что значит мыслить системно
Системный подход к решению сложных задач сформировался давно, но в течение длительного времени о нем знали и рассуждали только ученые, и использовался он в научных исследованиях. Но в конце XX века стало понятно: окружающий нас мир настолько усложнился, что не только обыденного, но и строгого логического мышления недостаточно. Оно со времен Античности считалось высшей формой мыслительной деятельности, но оказалось не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставит перед человеком современная, в прямом смысле слова многомерная реальность. Чтобы разобраться во всем и эффективно с ней взаимодействовать, нужно системное мышление.
Публикация «Формирование основ системного мышления у дошкольников» размещена в разделах
Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Что такое система?
Система - это образование, которое существует и функционирует благодаря многовариантному взаимодействию своих многочисленных частей. Система в большей степени зависит не от того, из чего состоят их части, а из того, как эти части взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия эти не линейны, часто скрыты и неочевидны, могут быть даже парадоксальны.
Есть такое высказывание, которое приписывается Аристотелю: «Целое больше суммы своих частей». Эта на первый взгляд парадоксальная мысль хорошо отражает сущность системного подхода.
Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы. То есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей. Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности. Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их, просто сложить вместе.
Можно привести простой, хоть и несколько утрированный пример. Вот человек. Он сложный объект, состоящий из множества частей или элементов. Но будет ли сумма его частей (голова, две ноги, две руки, туловище, пищевод, сердце, печень, мозг и т. д.) живым, мыслящим, действующим индивидом? Нет. Это будут просто части, а не живой человек, потому что все его элементы должны быть связаны в единое целое. И связи эти настолько сложны, разнообразны и многоплановы, что наука и сегодня еще далека от полного их понимания.
Взаимозависимость всех частей системы называется корреляцией и означает, что изменения в одном из элементов неизбежно влекут изменения и в других, а также в системе в целом. Принцип корреляции объясняет, например, неэффективность несистемного подхода в медицине. Он заключается в следующем: если у человека болит голова, то лечат голову, если желудок, то, соответственно, желудок. А ведь наш организм – целостная система, и лечить нужно с учетом системных связей.
Есть и еще один важный момент. Любая система состоит из подсистем, которые до бесконечности дробятся на все более мелкие части. Но изменения даже в самом, казалось бы, малозначимом элементе влияют на состояние системы в целом. С другой стороны, любой объект — часть более крупного структурного образования: человек – частичка семьи, семья входит в этнос, этносы объединяются в государство, а то, в свою очередь, элемент человечества, которое является частью живой природы планеты Земля и т. д.
Отдельные объекты могут одновременно входить во множество систем. Так, человек не только член семьи, он входит в группу друзей, профессиональный коллектив, спортивный клуб, сообщество в социальных сетях и т. д. Учитывая это, становится понятно, насколько сложно бывает разобраться в происходящих с нами процессах, а тем более управлять ими. Для этого и необходимо системное мышление.
Что такое системное мышление?
Системное мышление - это такое мышление, когда можете смоделировать в своей голове любой процесс и увидеть всю картину целиком, проанализировать все выходные данные, принять решение и знать, что надо делать, чтобы система вернулась к нужному состоянию.
Способности людей с системным мышлением
Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:
Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал. Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом. Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.
Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.
Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов:
• логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач;
• образное позволяет увидеть проблему в целом;
• наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы;
• ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.
Формирование системного мышления у дошкольников.
Мир, в котором мы живём, существует не отдельными фрагментами.
Мир целостен и все в нем взаимосвязано.
Всё имеет свои причины и следствия.
Мир является сложной системой, имеющей многочисленные подсистемы.
Поэтому, готовя ребёнка к самостоятельной жизни в этом мире, важно формировать у него системное мышление.
Как ни старайся, мы не сможем впихнуть в голову ребёнка абсолютно все знания об окружающем его мире. Но к счастью, этого и не требуется.
Как сказал Мишель Монтень: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
Для развития лучше давать меньше знаний, но в системе, формируя, таким образом, привычку структурировать поступающую информацию, искать и устанавливать связи между отдельными элементами. При системном подходе мы показываем целостную картину, а впоследствии дробим на все более мелкие детали, углубляясь в подробности, которые со временем становятся доступными для понимания.
При системном подходе новая информация даётся обязательно с опорой на уже существующую, объясняется, как новое связано с уже известным. Но бывает, что взрослые дают ребёнку информацию фрагментарно, как конечный факт, ни с чем не связанный.
Нельзя формировать хоть временное, но ложное представление. Знания нужно давать в системе. Не просто выдавать информацию по кусочкам, а показывать, как этот кусочек соотносится с целым. Представьте, что будет, если показать ребёнку картинку с хвостом лисицы и дать название «хвост», а с остальными частями тела животного познакомить только через год. Возможно, что некоторое время ребёнок будет думать, что хвост— это животное. Потом, конечно, все поймёт, когда получит остальные фрагменты целостной картинки. Казалось бы, ничего страшного. Но, при таком подходе у ребёнка не формируется системность мышления.
Системность — важный дидактический принцип, суть которого хорошо отражена в философском тезисе: «Целое больше суммы своих частей»
При фрагментарном подходе ребёнок считает, что волк плохой, потому что съедает хорошего зайчика. При системном подходе ребёнок понимает, что волк и зайчик — звенья пищевой цепочки.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики и, которые проявляются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной и других. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).
Системное мышление по отношению к объекту – это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:
-выбирать объект и определять его функцию;
-определять линию развития как собственно объекта, так и его функции;
-выявлять составляющие объекта;
-определять основания построения классификационной структуры, в которой находится объект;
-осуществлять сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам, строить связи.
Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира