Гусева Виктория
Формирование патриотических качеств личности посредством игровой деятельности в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
b]«Формирование гражданственно-патриотических качеств личности посредством игровой деятельности в системе дошкольного образования»[/b]
Автор: воспитатель МБДОУ д/с №512, город Екатеринбург
Гусева Виктория Евгеньевна
В современном обществе возникает необходимость воспитания принципиально нового типа личности, способного к инновациям, ощущающей себя неотъемлемой частью Отечества. В формирование такой личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и гражданскую позиции, свой вклад должно внести дошкольное образование. Основы патриотизма закладываются в дошкольном детстве, когда у ребенка складывается представление ценностного отношения к окружающему миру, любви к своим близким, родным местам, родной стране.
Публикация «Формирование патриотических качеств личности посредством игровой деятельности в системе дошкольного образования» размещена в разделах
В современном дошкольном образовании возникает необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания, который можно реализовать с помощью новых форм и методов, адекватных сегодняшней действительности.
В работу воспитателя я включила ряд игровых технологий, которые позволяют лучше и эффективнее понять и запомнить непростую тему изучения родного края, Отечества. Мною разработан цикл долгосрочных игровых программ, которые позволяют в течение нескольких лет последовательно познакомить дошкольников с темами патриотической направленности. С помощью цикла патриотических игр происходит погружение воспитанников в исторический контекст в естественной для ребенка игровой среде.
Так, в средней группе мы на протяжении года проводим тематические игры под единым названием: «Память доблестных времен». В старшей группе погружаемся в тему «Родной мой город Екатеринбург». А в подготовительной группе нас ожидает игровая программа под названием «Россия – великая наша держава».
Использование игровых форм и методов работы позволяют повысить мотивацию детей к изучению серьёзного, непростого для восприятия материала.
Целью всех программ становится формирование гражданственно-патриотических качеств личности посредством погружения в исторический контекст, знакомство со сведениями о родном городе и стране, а главное развить у дошкольников навыки коллективной творческой деятельности.
1 игра – «Память доблестных времен» - ориентирована на знакомство с основными вехами истории Великой Отечественной войны. В игре принимают участие все дети, поделенные на команды согласно родам войск (сухопутные, военно-воздушные, морские). Каждая команда получает баллы, которые суммируются и по итогам определяется победитель. Тема первой игры - «Вставай, страна, огромная». Воспитанники знакомятся с началом Великой Отечественной войны узнают о родах войск, о силах сторон Советского Союза и Германии. Тема второй игры «Война глазами детей». На этой встрече участники узнают о детях, которые в годы войны оказались на фронте, о пионерах-героях и их подвигах. Третья игра – «День Победы». Это заключительная игра, на ней ребята узнают о решающих сражениях, последних днях войны, капитуляции Германии. К той игре мы с ребятами готовим творческие номера, стихи и песни по данной теме. В этом мероприятии сочетаются различные формы взаимодействия всех участников: ребята готовят творческие номера, выполняют устные и письменные задания, просматривают документальные фото- и видеоматериалы.
2 игра «Родной мой город Екатеринбург» - предполагает знакомство с историей и современной действительностью города. Все воспитанники вновь взаимодействуют по командам, тем самым воспитывается ответственность не только за себя, но и за других, за успех команды в целом. 1 мероприятие называется – «Екатеринбург исторический» (знакомятся с историей города, основателями, историческим центром и старинными объектами, и памятниками). 2 встреча называется «Моя малая родина: район, садик, семья». Ребята совместно с родителями составляют родословную своей семьи, готовят рассказ презентацию, знакомятся с историей района и дошкольного учреждения. 3 встреча «Екатеринбург современный» помогает ребятам узнать каков город сегодня, какие знаменитые люди прославили его в различных областях жизни (спортсмены, писатели, художники, музыканты, изучают их работы, прослушивают музыку, рисуют собственные коллективные работы, посвященные любимому городу.
3 игра «Россия – великая наша держава» посвящена изучению родного государства, знакомства с его историей. (Темы встреч «Откуда пошло государство Российское», «Наш адрес – Советский Союз», «Славься, Отечество!».
На примере подобных игровых программ наглядно демонстрируется необходимость системного, но творческого подхода к воспитанию юного патриота и гражданина через формирование устойчивого интереса к жизни и истории.