Папки-передвижки

Формирование современной образовательной среды посредством организации коворкинг-пространства

Марина Додонова
Формирование современной образовательной среды посредством организации коворкинг-пространства
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование современной образовательной среды посредством организации коворкинг-пространства»

Подготовили: Додонова М. В., Чистикова А. И., МДОУ "Детский сад №155" г. Ярославль.

(Текстовой материал к презентации по слайдам)

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

Публикация «Формирование современной образовательной среды посредством организации коворкинг-пространства» размещена в разделах

2. Приведенное в качестве эпиграфа высказывание, с удивительной точностью отражает необходимые требования к условиям, в которых ребенок сможет успешно развиваться. Ребенку просто необходимо пространство для творчества и фантазий, для игровой и физической активности, для получения позитивного разнообразного личного опыта.

Современные дети стали совершенно другими. Принципиально меняется жизнь вокруг: социальный мир, предметная среда, воспитательные, семейные модели и устои.

Общество требует от человека быть инициативным, самостоятельным, отстаивающим свою точку зрения, нравственную позицию, решающим сложные задачи, целеустремленным и умеющим выбирать свой путь!

3. Важными целями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются : развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта образовательных отношений и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования.

Современный детский сад – это особое образовательное пространство, в котором все участники образовательного процесса являются субъектами взаимоотношений, а педагог их партнером.

Перед нами встал вопрос о реализации новых подходов в организации такого образовательного пространства в детском саду, которое было интересно и детям, и родителями, и специалистам учреждения, которое стало бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей.

Мы решили создать пространство для детей, родителей и педагогов, где они могли бы реализовать свой творческий потенциал.

4. ФГОС ДО в качестве требований к развивающей предметно-пространственной среде выдвигает : безопасность, доступность, насыщенность, вариативность, полифункциональность, трансформируемость. Соблюдая эти требования к развивающей среде, действительно можно обеспечить ребенку нахождение в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.

Изучая вопрос организации РППС и её влияния на развитие умственных, физических, психических и личностных качеств дошкольников, мы пришли к выводу, что предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации должна быть мобильной и динамичной.

Чем больше мы педагоги предоставляем ребенку для выбора видов деятельности, тем больше создаем возможностей для развития его творческой инициативы.

Основой для ежедневного стимулирования инициативы и активности детей служат создаваемые взрослыми модели (преднамеренно выложенные, расставленные, скомпонованные) пособия, предметы, игрушки.

Мы стали искать пути решения данной ситуации и обратились к инновационным методам организации развивающего пространства.

5. Речь идет об организации в пространстве ДОУ «коворкинг зон и центра».

Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей всех участников образовательных отношений. Помимо комфортного места для учебы, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Это может быть одним из ресурсов повышения качества образования.

Идея коворкинга возникла в нашем детском саду не случайно, хотелось создать по-настоящему нужное пространство, в котором будет приятно, полезно и уютно, которое позволит ребенку самостоятельно выбрать для себя деятельность которой он хочет заниматься, а так же развиваться, общаться, ну и конечно- же нам хотелось привлечь родителей к образовательной деятельности в ДОУ.

6. В условиях детского сада метод организации «коворкинг зон и центра» конечно новшество. Важно, что «коворкинг зона» позволяет поставить общение ребенка и родителя на новый уровень. Родитель, как правило, посещает детский сад только ради того, чтобы привести и забрать ребенка из ДОУ.

Родительские собрания, концерты, мастер классы и другие формы работы такие, как онлайн-консультации также имеют место быть.

Новизна и оригинальность этого метода заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А основная идея: направить потенциал семей на воспитание и социализацию воспитанников детских садов.

Коворкинг позволяет создать для ребенка ситуацию выбора, ведь она важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора.

И наша задача, как педагога и родителей в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить свои педагогические задачи.

7. При организации коворкинга мы учитывали 4 основных правила:

-1. Прежде всего, конечно, коворкинг должен быть полезным, удобным и хорошо оборудованным для эффективного взаимодействия.

-2. Должна быть единая завязка всей деятельности (мотивация на деятельность)

-3. В коворкинге обычно есть человек, который как пчелка в улье, соединяет между собой всех участников процесса, организовывает их и следит за их работой.

-4. Не мало важна в коворкинге атмосфера; люди которые работают вокруг, их дух креативности вдохновляет.

«Образовательный коворкинг» предполагает оснащение пространства разнообразными формами активности, т. е. разделение пространства детского сада на несколько зон или центров активности.

Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными стимулирующими деятельность материалами, дидактическими и развивающими играми.

8. Как организуется совместная работа детей в коворкинг-зонах :

Накануне новой лексической темы или проектной деятельности мы начинаем обсуждение с детьми на «утреннем круге» : что они знают? что хотели бы узнать? откуда могут узнать? сведения по данной теме или проекту.

Все это фиксируется воспитателем и записывается. Диалог с детьми ведется в форме познавательной беседы. Получается своего рода наглядный план работы над данной темой (проектом). Педагогом делается презентация деятельности в центрах активности.

Детям предоставляется право выбора центра активности, в котором они будут заниматься. Создается атмосфера для свободного общения и коллективного творчества детей.

Наш «образовательный коворкинг» – это пространство, созданное для совместного развития и досуга родителей и детей. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Ну и сейчас мы хотим поделиться тем, как внедряем коворкинг-метод в организацию образовательной среды.

9. Пример организации коворкинг-зон

В нашем «Коворкинг-центре» в группе «Незабудка» выделены следующие зоны:

9. Творческое экспериментирование. В удобных контейнерах мы собрали оборудование для проведения опытов и экспериментов с различными материалами: водой, песком, светом, деревом, магнитами, тканями, другими материалами. Также здесь располагаются коллекции различных природных материалов, детское лабораторное оборудование, дидактические мнемотаблицы, различные схемы и др.

У детей развивается аналитическое мышление, мелкая моторика, наблюдательность. Дети, методом исследования учатся делать выводы о свойствах того или иного материала, учатся применять свои знания в повседневной жизни.

10. Творческая мастерская. Эту зону мы наполнили различными материалами для изодеятельности, лепки, аппликации, ручного творчества. Здесь дети совершенствуют умение работать по задуманному, опираясь на образец, умение применять разные техники при работе с пластилином, гуашью, бумагой. У детей развивается усидчивость, мелкая моторика, воображение, умение работать с ножницами.

Так же детям предоставляется возможность выбирать любой понравившийся материал для изготовления разнообразных поделок : картонные коробки, скотч, журналы, газеты, обои, любой бросовый материал.

Это вызывает восторг у детей, развивает мыслительные процессы, умение фантазировать. Совершенствует двигательную активность, умение взаимодействовать в социуме, договариваться, обмениваться опытом, презентовать свою работу, искать единомышленников.

11. Творческая театрализация. Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами. Она предназначена для самостоятельной драматизации и обыгрывания как знакомых сюжетов, так и импровизированных.

Также дети совместно с родителями могут самостоятельно изготовить атрибуты для домашней постановки. Посещая данный коворкинг можно получить навыки актерского мастерства, стать более открытым и обучиться художественному воображению.

12. В центре архитекторов дети имеют возможность строить и придумывать разнообразные конструкции из модулей разного размера и материала. Данная деятельность помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, получать опыт решения проблем, проявлять творческий подход и концентрироваться на выполненной работе. В таком центре ребенок может работать индивидуально или в коллективе, может проявлять конструктивные способности, развивать логическое мышление и пополнять познавательный интерес.

13.«Интерактивная зона» Оборудована магнитной доской, стеллажами для дидактических материалов, развивающих и настольных игр, игр- головоломок. В этой зоне также располагается библиотека, организован обмен книгами. Дети могут закреплять навык чтения (для подготовительной группы, изготавливать книжки-самоделки, разыгрывать разные сказочные сюжеты. Зона предназначена для совершенствования знаний и умений воспитанников и проведения мастер - классов для детей, родителей и педагогов.

14. Зона «Логопедия», непосредственно кабинет учителя-логопеда. В кабинете собраны картотеки различных игр, много наглядных пособий, полезных идей и задумок, которые родители могут взять на вооружение.

Работа логопеда в коворкинг центре направлена на консультирование родителей по интересующим их вопросам, а так же на взаимодействие родителей со своим ребенком под руководством логопеда.

В логопедическом кабинете выделены следующие зоны:

• Зона коррекции звукопроизношения оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры.

Учебно-образовательная зона оборудована стендом «Букваград», магнитной доской, (игрой с буквами, словами, звуковые символы, схемы предложений, букварь Н. В. Нищевой, наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения.

• Зона развития мелкой моторики (где находится игровой материал для развития мелкой моторики) : шнуровки, игры, массажные мячи и т. д.

• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом стулом, компьютером.

• В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

Консультативно-информационная зона (Зона взаимодействия учителя-логопеда с родителями) Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. В этом помогает коворкинг зона : «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» (стенд для родителей).

Все зоны «Логопедии» взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.

Вся деятельность в образовательном коворкинге проходит в соответствии с воспитательно-образовательным планом воспитателя. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, дети практикуются в принятии решений, что способствует в дальнейшей жизни умению двигаться и добиваться любой цели. Наши воспитанники могут свободно перемещаться из одного центра в другой.

Мы модифицируем центры активности в зависимости от той темы, которая актуальна на данный момент и выбрана детьми. Организованное таким образом «коворкинг-пространство» стимулирует общение, любознательность, способность развития у детей всех жизненно необходимых навыков: инициативность, самостоятельность, умение советоваться друг с другом, делиться опытом, учитывать интересы окружения. Дети, объединенные в группы по интересам, чувствуют ответственность друг за друга, стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Оборудование зон «Коворкинг-центра» является не статичным, оно взаимодополняемо, трансформируемо, динамично, любой материал можно переносить из одного центра в другой для создания задуманной работы. Важно, что в центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство. Коворкинг центр создает возможность для развития личности ребенка, и родителя через новые способы общения и взаимодействия.

Деятельность в центре стимулирует развитие познавательной инициативы, исследовательской активности, помогает выявить личные интересы и увлечения ребенка, способствует социализации ребенка. В результате такой деятельности, дети учатся быть самостоятельными, целеустремленными, раскрепощенными и умеющими делать свой выбор, что является немаловажным аспектом современной жизни.

16. Сейчас я приведу пример организации деятельности детей подготовительной группы в коворкинг-зонах по лексической теме «Загадки подводного мира»

Развитие познавательной активности, применение своих знаний об окружающем у детей происходит в игре. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, ошибаться и исправлять ошибки. Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его опыта.

Накануне лексической темы, после обсуждения с детьми на утреннем круге, я составила план взаимодействия детей по центрам активности; подготовила необходимый материал, который интересует детей, дидактические и интеллектуальные игры, схемы, разнообразный материал для творчества. В центре экспериментирования были собраны контейнеры с необходимым и достаточным набором на каждый опыт.

В ходе экспериментов дети делают предположения, самостоятельно проверяют их. Экспериментальная деятельность у детей происходит в диалоге, все гипотезы и предположения дети проверяют (даже самые смешные и абсурдные, и уже потом формулируют выводы.

Например: в эксперименте «Почему корабли не тонут?», детям было интересно узнать- на сколько должен быть тяжелее груз, который перевозит корабль, чтобы ватерлиния его ушла под воду и корабль затонул.

Получение «Морской пены» из мыльных пузырей, создаваемой «ветром» из трубочек создало позитивное настроение на весь день.

17. После того, как дети узнали, что соль – это кристалл, они решили его вырастить и посмотреть, будет ли он похож на драгоценный камень, даже воду подкрасили. Но в итоге кристаллы соли получились у всех белые, но разной формы.

18. Конструирование кораблей из различного материала переросло в сюжетно-ролевую игру «Кругосветное путешествие», и режиссерскую игру «Нападение гиганта-осьминога».

19. В творческой деятельности дети объединялись по интересам: рисование, лепка, работа с бросовым материалом. Получилась замечательная модель морского дна. А у одного мальчика проявился талант в моделировании: акула, рыба-меч, скат и маяк стали украшением нашего музея «Подводного царства».

20. С помощью игр с моделями дети проверяли свои знания, полученные на занятии. В настольные игры «Лото» и «Лабиринты» любят играть все дети. Дети, которые умеют читать разгадывали кроссворды, загадки, ребусы, что помогает развивать у детей логическое мышление, смекалку, познавательные способности. И опять же, учит применять полученные знания на практике.

21. Обеспечение развивающего потенциала территории учреждения как части образовательной среды

В нашем детском саду «коворкинг зоны» организовывают не только в здании ДОУ, но и на его территории. Окружающая ребенка образовательная среда, в том числе и территория детского сада это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как не только является составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени.

Территория нашего детского сада обширна и разнопланова. Мы решили использовать ее для эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей. Объединили усилия педагогов и родителей с целью создания для воспитанников развивающей среды, позволяющей интересно играть, познавать, экспериментировать, отдыхать, заниматься спортом.

21. Коворкинг-пространство представлено зоной «Экологическая тропа».

21-22. Для развития познавательно-исследовательской деятельности, повышения уровня экологической культуры воспитанников на территории детского сада была создана экологическая тропа и разработана схема экологической тропы с паспортом описания и фото объектов наблюдения и исследования.

23. Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, возможность представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.

24. Яркие впечатления остаются у детей и родителей после посещения экологической тропы: это и исследования интересных мест, наблюдения за обитателями, игры-эксперименты, участие в выращивание овощей в теплице, озеленение цветников.

25-26. Красиво оформленная территория участка имеет большое значение для познавательного, нравственного, эстетического и физического развития ребенка. Поэтому, мы вместе с родителями занялись благоустройством участков и территории детского сада, улучшением их экологического и эстетического состояния.

Преобразование участков позволило предоставить детям возможность выбора деятельности, реализации своих возможностей.

27. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; Коворкинг-пространство «Тропа здоровья»

Особое внимание в ДОУ уделяется формированию основ здорового образа жизни у всех участников педагогического процесса. В связи сэтим на территории ДОУ была организована «Тропа здоровья».

В рамках программы здоровьесбережения по развитию интереса к физической культуре в детском саду используются разнообразные формы организации с детьми и родителями: кружковая и проектная деятельность, проводятся дни и недели здоровья, спортивные праздники. Одной из таких форм являются «Малые летние Олимпийские игры» в ДОУ. Участие детей в играх, эстафетах позволяет не только создать условия для укрепления здоровья детей и уверенности в своих силах, но и стать частью огромной команды, воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки.

28. Дети, которые занимаются спортом, всегда активны, успешны, самостоятельны, талантливы, общительны. Помимо спортивной площадки, оборудована «дорожка здоровья», на которой представлены разные по форме и структуре поверхности материалы: шишки, камешки, дерево, песок, и другие природные материалы. Данная дорожка обеспечивает эффективный массаж стоп и закаливание.

29. Коворкинг-центры активности на прогулочных участках

У нас уже был опыт по созданию центров активности на прогулочных участках.

29. Станция «Безопасности» - используется для создания условий практической отработки знаний по ПДД и пожарной безопасности.

30. Станция «Экспериментальная» - позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, умозаключениях, установленных закономерностях. Это способ пробудить интерес к науке.

31. Станция «Юный художник» - позволяет развивать творческие способности детей, необходимые умения и навыки, раскрыть таланты и эмоции детей. Дети получают опыт нестандартного рисования, например - рисование на пищевой пленке, или с помощью пены для бритья.

32. На станции театрализации «По дорогам сказок» - реализуются творческие способности детей, развивается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; воспитываются навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные театральные игры.

В будущем мы планируем организовать станцию «Интеллектуальных игр» - где детям представится возможность раскрыть свой интеллектуальный потенциал, применить собственные знания, логическое мышление, способность к анализу в условиях ограниченного времени.

33. Таким образом, включение коворкинг-пространства в образовательную среду как новую форму организации инновационной деятельности в ДОУ позволяет создать благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста по разным направлениям деятельности и для получения позитивного разнообразного личного опыта, а так же поставит общение ребенка и родителя на новый уровень.

Совместная деятельность в коворкингах помогает лучше узнать друг друга, сближает детей и родителей, и является приятным совместным времяпровождением, стимулирует развитие творческой инициативы, помогает выявить личные интересы и увлечения ребенка.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Мои поделки в организации и в создании развивающей средыМои поделки в организации и в создании развивающей среды Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Фотоотчет об организации игрового пространства — уголок для игры в «Дом» или наша «Зефирная» кухня»Фотоотчет об организации игрового пространства — уголок для игры в «Дом» или наша «Зефирная» кухня» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В начале этого учебного года в нашем саду состоялся смотр-конкурс на самую оригинальную и креативную.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Создание предметно-развивающей среды. Маркер для разделения пространства «Автомобиль»Создание предметно-развивающей среды. Маркер для разделения пространства «Автомобиль» Создание предметно-развивающей среды: Маркер для разделения пространства "Автомобиль". Доброе время, мои дорогие гости! Продолжаем обогащать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование современной образовательной среды посредством организации коворкинг-пространства
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 09:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование современной образовательной среды посредством организации коворкинг-пространства» (включая файлы) размещена пользователем Марина Додонова (УИ 2226639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД