МААМ-картинки

«Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга»

Ирина Гераськина
«Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга»

«Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга»

Тип и вид проекта

Образовательный, инновационный, длительный.

Цель проекта

Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Характеристика разработки проекта

1. Подготовительный этап:

Актуальность проекта

Публикация «„Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга“» размещена в разделах

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Региональные особенности Кольского Севера, воздействуя на организм, повышают напряжение механизмов адаптации. Следствием этого является большое количество детей, находящихся в состоянии предболезни, которое в определенных условиях может перейти в болезнь. Поэтому очень важно воспитывать у детей мотивацию желания быть здоровым.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Главный акцент оздоровительной работы в МБДОУ № 34 г. Мурманска для детей с аллергопатологией направлен на развитие органов дыхания через развитие певческих навыков. Работая с детьми с аллегропатологией, мы направляем свою работу не только на развитие музыкальных способностей, но и на оздоровление детей. Один из симптомов заболеваний наших детей – затрудненное дыхание. Однако это состояние при правильном подходе нормализуется в дошкольном возрасте. Практика работы показывает, что усиленное внимание к дыхательной деятельности на музыкальных занятиях тоже может стать ключом к оздоровлению.

В работе МБДОУ мы используем три направления дыхательной деятельности:

- оздоровительную методику М. Л. Лазарева,

- дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой,

- пение, валеологические песенки-распевки, оздоровительные фонопедические упражнения.

Выбор здоровьесберегающих технологий

в работе музыкального руководителя

Здоровьесберегающие технологии позволяют:

1. Снимать стрессы (через слушание музыки, пение, танец, сочинение музыки).

2. Выявлять у детей тот или иной «музыкальный тип» (ритмический, мелодический, гармонический) и воспитывать качества, соответствующие этим типам.

3. Развивать – «внешний слух» (способность слышать звуки, «внутренний слух» (слышать музыку внутри себя, слышать свой организм, понимать себя, анализировать свое состояние.

4. Обучаем детей приемам, позволяющим им «увидеть» в каждом звуке какие-нибудь образы, обыграть их. Или через имитацию голосом различных интонаций – удивления, страха, радости – пережить эти состояния.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

1. Развитие певческого дыхания.

2. Нормализация и развитие чувства ритма, ритма дыхания.

3. Освоение дыхательных вибраций, дыхательной выносливости.

4. Создание баланса между дыханием и движением.

5. Создание радостного, приподнятого настроения, повышение эмоционального тонуса.

6. Развитие у детей уверенности в себе, способности проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Одна из главных заслуг данной технологии – восстановление нормального физиологического дыхания через нос.

• у детей с бронхиальной патологией усиливается дренажная функция бронхов,

• увеличивается выделение мокроты,

• насыщает организм кислородом на клеточном уровне, способствуя тем самым регенерации кожного покрова,

• активизируется кожное дыхание, положительно воздействующее на весь организм, помогает при нейродермитах, диатезах,

• улучшаются вокальные данные, красота тембра, расширяется диапазон голоса,

• отрабатывается правильное дыхание,

• улучшает обменные процессы, общее самочувствие, укрепляет весь организм ребенка, особенно страдающего аллергией.

Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.

Технология М. Л. Лазарева

На сегодняшний день программа М. Л. Лазарева – единственная программа для дошкольников, которая предусматривает комплексное оздоровление детей.

Цель программы: помочь педагогам организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья.

2. Основной этап:

Организация занятий вокально-дыхательного тренинга

для детей с аллергопатологией

В оздоровительных группах детей с аллергопатологией проводятся специальные занятия по вокально-дыхательному тренингу. Эти занятия направлены на оздоровление детей, развитие вокальных данных, постановку правильного речевого дыхания, используя авторские песни М. Л. Лазарева из программы «Здравствуй».

Ребенок начинает заниматься дыхательной гимнастикой через пение, чтение стихов, игру на инструментах. У доктора Лазарева огромное количество песен на все случаи жизни - о закаливании, микробах, вредной и полезной еде, семье, спорте. Песни из программы имеют психоэмоциональную окраску, призывают к здоровому образу жизни : «Веселые движения», «Вредная еда», «Целебные звуки». В каждой песне автором просчитаны дыхательные нагрузки, двигательная интенсивность. Песни легко запоминаются детьми и используются в игровых ситуациях. Каждая песня требует своего сценического воплощения, что выливается в итоге в драматизацию. К старшему возрасту дети овладевают вокально-певческими навыками, поэтому могут самостоятельно передавать эмоциональное содержание песни и выступать перед зрителями.

На оздоровительных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки, сопровождающиеся показом театра. Особое место отводится «пальчиковым сказкам». Для этого используем варежковый театр, который позволяет сразу всем детям принять участие в инсценировании песни. Яркие, забавные образы-варежки создают праздничное настроение. У детей развиваются память, речь, мелкая моторика рук. Они учатся слаженной работе в коллективе, развивается их эмоциональная сфера.

Для успешного решения оздоровительных задач разработана комплексная система оздоровительных мероприятий :

- перспективное планирование,

- картотеки: «Дыхательные упражнения», «Оздоровительные минутки»,

«Пальчиковые игры»,

- подобраны иллюстрации,

- изготовлены пособия, игры, атрибуты,

- создана фонотека разнообразной музыки

- разработаны сценарии развлечений, ориентированных на раскрытие темы по

формированию здоровья.

Огромное оздоровительное значение играет система комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

При выполнении упражнений в этой гимнастике дыхание производится с точностью до наоборот. Короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это способствует максимальной вентиляции легких, расширяя суженые сосуды. Это важно для предупреждения приступов удушья у детей-аллергиков.

В практической работе при выполнении этой гимнастики применяется музыкальное сопровождение. Ритмичная музыка (танго, марш, полька) вносит дополнительную эмоциональную окраску, поддерживает интерес детей.

Опираясь на рекомендации автора, систематизирован комплекс упражнений. При разучивании игровых упражнений каждую неделю дополняется новое. Причем усложнением является не только увеличение количества упражнений, но и увеличение дыхательной нагрузки.

Дети с удовольствием выполняют дыхательную гимнастику на утренней зарядке, в вводной части на музыкальных занятиях, специально организованных оздоровительных занятиях. Все упражнения носят игровой характер, поэтому доступны, понятны.

Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым.

Оздоровительное воздействие пения на организм

1. Укрепляется дыхательная мускулатура, голосовой аппарат ребенка.

2. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.

3. Расширяются суженные сосуды, снимаются спазмы, улучшается снабжение организма кислородом.

4. Очищаются клетки от шлаков.

5. Повышаются защитные силы организма.

3. Заключительный этап:

Результативность внедрения

Практическая работа по данной теме показала оздоровительный эффект. Выпускники групп с аллергопатологией к концу года имеют стихание кожных проявлений, уходят в школу в состоянии ремиссии. Родители и педагоги отмечают положительное влияние музыкальных занятий на их психоэмоциональное состояние, артистизм и желание проявлять себя в любой музыкальной деятельности. Приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.

Занятия дыхательной гимнастикой и вокальными упражнениями благотворно влияют: на развитие певческого голоса, дают оздоровительный общеукрепляющий эффект.

Перспективы внедрения проекта

Рекомендуем использовать проект «Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга», как элемент профилактической работы, способствующей:

- улучшению физического состояния,

- оздоровлению,

- избавлению от аллергических и простудных явлений воспитанников

любых возрастных групп.

Литература:

1. М. Л. Лазарев «Здравствуй!» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. Москва, Академия здоровья, 1997г.

2. М. Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». Москва, Айрис Пресс, 2007г.

Л. Орлова «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой». Москва,

3. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград «Учитель» 2011г.

4. М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» Москва,2010.

Публикации по теме:

Фотоотчет занятий по проекту «Здоровячок»Фотоотчет занятий по проекту «Здоровячок» Актуальность:Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Цель:Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга»
Опубликовано: 30 марта 2015 в 21:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД