Наталья Соболева
«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. И начинать нужно с самых маленьких. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии - главные задачи экологической работы воспитателя.
Публикация «„Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Экологическое воспитание детей младшего возраста предполагает :
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, желание сохранить её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Для успешной реализации данных задач мы проводим следующую работу :
1. Организовали "Уголок природы", где дети получают первые навыки по уходу за растениями, а воспитатель личным примером демонстрирует им правильное отношение к объектам природы.
2. Постоянно проводим обновление предметно- развивающей среды.
3. Обновляем демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе.
Работу по ознакомлению детей с природой осуществляем в разнообразных формах : в непосредственной образовательной деятельности (познавательные рассказы "Птицы зимой", "Овощи", "Домашние животные" и др. ; тематические занятия по рисованию "Солнышко - колоколнышко", "Ёлочка" и др., по лепке "Яблоко", "Вот ёжик - ни головы, ни ножек", "Угощение для мишки" и др.) и в совместной деятельности в режиме дня (дидактические игры "Овощи и фрукты", "Узнай и назови", "Найди по описанию" идр., уход за комнатными растениями, игровые упражнения "Домашние животные", "Дикие животные" и др., рассматривание альбомов "Птицы", "Овощи", "Домашние животные и др.)
Часто в НОД я использую художественную литературу, которая глубоко воздействует на чувства детей. Мы читаем с детьми такие произведения, как: "Доктор Айболит", "Путаница", стихи А. С. Пушкина, произведения В. Бианки и т. д. После чтения провожу с детьми беседы, задаю вопросы, где проявляются у них забота и любовь к братьям нашим меньшим.
Ежедневно на прогулках мы организуем с детьми наблюдения: за погодой, за птицами, за кошкой, проводим после беседы на данные темы. На прогулках мы организуем игры с природными материалами (песок, вода, снег, листья). Для таких игр на участке имеется игровое оборудование: лопатки, формочки, песочница с песком. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, снега, воды.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию я использую различные её формы : индивидуальные беседы, консультация "Учите детей любить природу", оформили папку передвижку "Экологическое воспитание ребёнка".
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.