Получи документы

Формирование у дошкольников навыков самообслуживания

Краснова Светлана
Формирование у дошкольников навыков самообслуживания

Оглавление

Введение….…. …3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования навыков самообслуживания у дошкольников

1.1. Цели и задачи данной квалификационной работы …. …4

1.2. Основные понятия самообслуживания в психолого-педагогической литературе ….…. 5

ГЛАВА 2. Практическое выявление сформированности

навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Особенности формирования навыков самообслуживания в развитии ребёнка согласно реализации ФГОС ДО. ….…. …7

Публикация «Формирование у дошкольников навыков самообслуживания» размещена в разделах

2.2. Предметно – пространственная среда для формирования навыков самообслуживания у детей в условиях реализации ФГОС ДО….…10

Заключение….12

Введение

Формирование у детей дошкольного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка младшего дошкольного возраста. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Навыки самообслуживания совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребенок ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей: одевают, кормят, считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребёнок узнаёт цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания он узнаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Актуальность избранной темы заключается ещё в том, что развитие навыков самообслуживания требует совместной деятельности воспитателей дошкольных учреждений и родителей, так как: воспитателям необходимо учесть стиль семейного воспитания; с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка определить методы воздействий; определить единые требования к личности ребенка в освоении навыков самообслуживания. Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования навыков самообслуживания у дошкольников

1.1. Цель и задачи данной квалификационной работы

Цель работы: изучение психолого-педагогических условий организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать и обобщить исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.

2. Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания.

3. Проанализировать особенности формирования навыков самообслуживания в развитии ребёнка согласно реализации ФГОС ДО.

4. Создать предметно – пространственную среду для формирования навыков самообслуживания у детей в условиях реализации ФГОС ДО.

База исследования: МДОАУ №140 г. Оренбурга, вторая младшая группа «Сказка».

Самообслуживание – это начало трудового воспитания дошкольника, формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслу-живанием. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.

Привычка к самообслуживанию возникает при постоянном, изо дня в день повторяющемся выполнении определенного действия. При этом приходится учитывать, что даже самым простым действиям ребенка надо научить, показать и объяснить, как и что надо делать. Постепенно число обязанностей ребенка по самообслуживанию увеличивается, усложняется их содержание. К труду по самообслуживанию в одинаковой степени приучаются как девочки, так и мальчики. Умение обслужить себя необходимо и тем и другим. Необходимо, чтобы каждый ребенок вырос умелым, трудолюбивым, не боялся работы. Простейшие навыки индивидуального самообслуживания дети приобретают еще в дошкольном возрасте. Выработка этих первичных трудовых навыков и умений – сложный и длительный процесс. Таким образом, самообслуживание детей в дошкольных образовательных учреждениях – один из основных видов труда дошкольников. При воспитании навыков самообслуживания большое значение имеют повторяемость и постоянство требований, доброжелательный контроль со стороны воспитателя, его личный пример, а также пример детей, владеющих соответствующими навыками. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

1.2. Основные понятия самообслуживания в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудового воспитания и развитию самостоятельности ребенка. Данной теме посвящены труды отечественных авторов: Н. М. Аксариной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, С. Д. Забрамной, А. С. Малер, В. Г. Нечаевой, Л. Н. Павловой, Л. М. Шипициной; зарубежных авторов: У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле и др. С. А. Козлова утверждает, что самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет важную роль в становлении самостоятельности.

Р. С. Буре, Г. Н Година отмечают, что самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя. При этом ребенок овладевает определенными навыками. В психолого-педагогической литературе навык рассматривается как действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. А. В. Петровский утверждает, что навык (трудовой) – приобретенный в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда с заданной точностью и скоростью. М. А. Васильева, Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова определили, что самообслуживание включает в себя сформированность следующих навыков : навыки опрятности; навыки приема пищи; навыки одевания и раздевания. Формирование у детей навыков, необходимых в жизни связано с деятельностью, в значительной мере, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Если навыки самообслуживания будут сформированы, то детям будет значительно легче адаптироваться в современном обществе. Воспитательное значение самообслуживания, как вида трудовой деятельности, по мнению Р. С. Буре, заключено, прежде всего, в его жизненной необходимости. Формирование навыков самообслуживания дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка. Е. А. Кудрявцева считает, что формирование навыков самообслуживания у дошкольников связано с определенными трудностями: недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость, что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия.

ГЛАВА 2. Практическое выявление сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Особенности формирования навыков самообслуживания в развитии ребёнка согласно реализации ФГОС ДО

Программой воспитания и обучения в детском саду у детей 4-го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания : самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место. Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков : навыки опрятности; навыки приема пищи; навыки одевания и раздевания. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.

Я работаю в группе младшего дошкольного возраста. В начале учебного года мною была проведена диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова образовательной области «Труд» раздела «Я сам!». Было выявлено, что у большей части детей навыки самообслуживания не сформированы. Большинство детей выполняют действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности недостаточно выражено, ожидают помощи даже в освоенных микропроцессах. Для решения данной проблемы, я спланировала алгоритм действий: изучение литературы по теме «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»; подбор технологий, эффективных методов и приемов для работы; применение их на практике; проведение повторной диагностики; обобщение полученных результатов.

При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мы опирались на следующие принципы: - на поддержку разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства, как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; -личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; - уважение личности ребенка. При реализации Программы для детей нашей группы, мы строили свою работу, прежде всего, в форме игры, в форме познавательной, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Определяющим выступает гуманистический и личностно-развивающий характер взаимодействия детей и взрослых, уважительное отношение к ребенку, формирование условий для развития и выявления его индивидуальных способностей и возможностей, направленность на сотрудничество. В связи с этим, если говорить о личностно-ориентированном подходе в рамках воспитательно-образовательного процесса в детском саду, мы, в первую очередь, подразумеваем отношение педагога к ребенку в качестве субъекта любого типа деятельности, что подразумевает активную позицию детей в выборе содержания собственного образования. Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства. Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам. Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия. Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима. Чёткий, размеренный распорядок жизни - это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста. В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей младшего возраста можно формировать разнообразными методами. Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера. Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Ведущими практическими методами обучения являются приучение, упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование. Методика организации приучения: - объяснение, для чего нужно это делать; - показ, как выполняется действие; - закрепление правильных действий по непосредственным наблюдениям взрослых. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Многие упражнения носят предметный характер, то есть их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая взрослому. К таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и другие. Упражнения другого типа называются конструктивными, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и тому подобное. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, делать выводы. Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связей. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать или в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

2.2. Предметно – пространственная среда для формирования навыков самообслуживания у детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организация группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, музыкальная. Для успешного формирования навыков самообслуживания большое значение имеет создание предметно-пространственной среды. Создавая предметно – пространственную среду группы, мы старались соблюдать основные принципы: принцип целесообразности, рациональности и насыщенности; принцип доступности и открытости; принцип трансформирования; принцип соответствия развивающей среды возрасту детей; принцип вариативности принцип полифункциональности. Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений. Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие. Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо было развить мелкую мускулатуру рук. Для этого мы использовали дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозаика». В уголок ряженья поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.) . Для привлечения внимание детей к уголку ряженья, внесли ярко оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. У нас весит большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряженье внесло много радости и оживления. В игре они учились застегивать, завязывать.

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия, для этого в раздевалке я повесила иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Объясняли, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно я перешла от непосредственной помощи к напоминанию, старалась делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если дети неправильно надевали колготки, говорили им: «Проверьте и положите их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение. Детям показывали небольшие спектакли, например: «Мишутка пришел в гости к зайчику», «Машенька учиться правильно, держать кружку». Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время мы проявляли большую активность, чем ребёнок. Подведя малыша к раковине, я говорила: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогали ему аккуратно и чисто умыться. Формируя навыки самообслуживания, мы воспитывали и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовали художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела…»). Мною разработана картотека потешек и стихов, которую использую в режимных моментах, формируя у дошкольников навыки самообслуживания.

Заключение

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на третьем году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.

Именно в период младшего дошкольного возраста ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности. Педагоги рассматривают младший возраст, как начальное звено в единой системе непрерывного образования. В воспитании навыков самообслуживания большое значение имеет согласованность требований, предъявляемых к детям семьей и педагогами, согласованность работы семьи и детского сада. Семья учит детей самообслуживанию, дает первоначальные умения и навыки. Детский сад их закрепляет и развивает. Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические пособия для развития навыков самообслуживанияДидактические пособия для развития навыков самообслуживания дидактические пособия для развития навыков самообслуживания. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими пособиями.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников навыков самообслуживания
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 19:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД