Татьяна Годжиева
«Формы и методы, позволяющие развивать творческие способности ребёнка» Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
К. Д. Ушинский.
Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, одновременно развиваем и его интеллект. Овладение речью – это сложный многосторонний процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной системы.
Публикация «„Формы и методы, позволяющие развивать творческие способности ребёнка“ Часть 1» размещена в разделах
На жизненном этапе старшего дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразами; точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временные и другие отношения, совершенствуется связная монологическая речь. Он может без помощи взрослого передавать содержание сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, рассказывать о событиях не только ближайших дней, но и о давно прошедших, способен самостоятельно рассказывать содержание картинки.
В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, умеренным темпом. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Он все шире пользуется сложными словами, эпитетами, понимает метафоры, пользуется объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, установления определенной последовательности в выполнении тех или иных действий.
К шести годам ребенок овладевает практически всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарем, грамматическим строем, системой морфологических средств оформления грамматических категорий, устанавливает типы склонений и спряжений, способы словоизменения, увеличивается объем сложных предложений. В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания; без усилий употребляют существительные с разными суффиксами, прилагательные разных степеней сравнения. Обозначение оттенков цветов.
Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное обогащение со сверстниками и взрослыми, дает возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями.
Большое значение в жизни ребенка играет ознакомление с художественной литературой. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знание ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, являются важнейшим источником развития выразительности детской речи.
Художественная система русского фольклора своеобразна; чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни предания, язык которых прост, точен, выразителен. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки» и т. д.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости, образности.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а так же выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние и развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Реализация развития связной речи осуществляется в беседах, на занятиях, в повседневной жизни в виде дидактических игр, творческих заданий и упражнений на придумывание детьми сравнений, эпитетов, сказок и рассказов, направленных на обогащение и активизацию речи ребенка.
Дети очень любят играть в волшебников. С помощью моделей они усваивают последовательность действий персонажей сказки, выделяют характерные признаки персонажей, делают зарисовки моделей в тетради, превращая героев сказки «Репка» в кружки.
Или, рассказывая сказку «Колобок», применяю кружки разного цвета и величины, выстраивая модели:
Колобок – желтый кружок,
Зайчик - серый маленький кружок,
Медведь – коричневый большой кружок,
Лиса – оранжевый кружок,
Домик – квадрат и треугольник любого другого цвета.
Играя в сказку «Теремок», рисуем героев с помощью моделей:
Ушастик – кружок и длинные уши,
Рыженькая – кружок, длинный нос и острые уши,
Зубастый – кружок, уши и зубастую пасть,
Большой – кружок и круглые уши,
Квакуша – кружок и большие глаза на голове, внутри – точки (зрачки, большой рот,
Голосистый – кружок, гребешок и клюв.
Придумывание словообразования: Зайка – зайчик – попрыгайчик –заинька – зайчонок – заюшка. Лиса – лисичка –лисонька –Лиса Патрикеевна – плутовка, лисичка – сестричка и т. д.
Детям нравится играть в сказку с помощью геометрических фигур:
Квадрат и треугольник – избушка, домик, теремок,
Петушок – кружки и треугольники соответствующей величины и т. д.
Играя с фигурками, дети рассказывают сказку и передвигают фигурки (кот ушел, лиса пришла к домику, лиса уносит петушка, а кот догоняет их и так далее, согласно сюжету сказки.
С помощью модели дети составляют описательный образ весны, осени, лета, зимы. Например: Весна – это кто? (женщина, бабушка, девушка, девочка). Какие у нее волосы? Где она живет? Какое ей можно дать имя? и так далее с другими временами года. Также предлагается детям зарисовать образ предполагаемого времени года, подбирая соответствующие краски.
Целесообразно проводить с детьми игры, игровые упражнения и творческие задания для развития речи. Например: «Где вы слышали слово, в которых дети узнают знакомые им произведения, «Отвечай быстро», «Сходно ли звучание?», в которых дети подбирают слова, похожие по звучанию (мышка, шишка, сынишка, малышка) и т. д. ; «Найди пару» - дети подбирают слова, отличающие друг от друга одним звуком при этом у детей развивается фонематический слух.
Дети очень любят игровые упражнения на воображение и фантазию: «Что мог нарисовать художник?», «На что похоже?», «Что кому?», «Что снится медведю зимой?», «Рисуем стихи в воздухе», «Я художник», «Расскажи стихи руками» и т. д.
В течении дня необходимо проводить динамические паузы с пальчиковой гимнастикой, дыхательными упражнениями, минутками здоровья.
Рассматривая сюжетные иллюстрации, дети составляют рассказ; развивая слуховое восприятие, детям дается задание: «звуки играют в прятки», в каких словах спрятался звук, где он произносится мягко и т. д.
Дети с большим интересом любят разгадывать кроссворды, которые развивают память, воображение, логическое мышление.