Приложение МААМ

«Формы и методы, позволяющие развивать творческие способности ребёнка» Часть 2.

Татьяна Годжиева
«Формы и методы, позволяющие развивать творческие способности ребёнка» Часть 2.
▼ Скачать + Заказать документы

Детское словесное творчество порождает у детей новое отношение к искусству и жизни, пробуждает новые интересы, новые желания и потребности, стимулируют творческие возможности детей.

Около месяца давала детям задание составлять самостоятельно рассказ на одну и те же тему «Что случилось однажды с непослушным зайчиком?». Первый рассказ составлялся перед началом эксперимента, а второй – после подготовительного этапа к словесному творчеству, в котором применялись различные методы, таки как чтение или пересказ художественного произведения, беседа, литературные игры, создание конфликтных ситуаций со специально созданными для эксперимента рассказами сказками, использование иллюстраций к тексту и др. Третий рассказ составлялся после совместных творческих занятий с детьми. Применялись следующие задания: рассказ по данному началу; рассказ по приведенному окончанию; рассказ по короткому отрывку художественного произведения. Последний рассказ составлялся в конце эксперимента, после окончания его третьего этапа.

Публикация «„Формы и методы, позволяющие развивать творческие способности ребёнка“ Часть 2,» размещена в разделах

Во избежание взаимного воздействия, каждый ребенок составлял рассказ индивидуально.

При оценке детского словесного творчества, как одного из основных средств эстетического воспитания, такие показатели необходимы, так как они дают возможность оценить достоинства детского рассказа. Рассказы показывают, что большинство детей могут, хотя и очень элементарно, осмысливать указанный им замысел и. пользуясь своим опытом, воплощать его в схематический рассказ.

Значительное место в развитии способностей детей к восприятию художественных произведений, заняли произведения фольклора, в частности - народная сказка.

Сказки легко вводят ребенка в действие. В них четко выделяются герои, показываются действия, поступки. Сказки помогают детям яснее представлять себе все то, о чем они рассказывают, помогают им «вжиться в действие».

Хорошо ребенок воспринимает фантастические сказки, значение которых велико для развития творческого воображения и повышения степени восприятия. Это необходимые качества, которые помогают и направляют детей к активному и умелому применению своего опыта для создания новых образов и новых ситуаций в своем рассказе.

Я показывала детям умение автора представить своего героя и через его поступок ознакомить с его характером. Например: петух – наивен, глуп – поверил лисе; Маша остроумна, сообразительна – смогла убежать от медведя; лиса – хитрая, лукавая, алчная – стремится взять себе все просо; воробей – трудолюбивый, с добрым отзывчивым сердцем – сам посеял и сжал просо, дал часть другим воробьям и собаке.

Почти в каждом произведении, предназначенном для детей, герои разговаривают между собой. Через диалог выражаются их мысли, желания, раскрываются черты характера.

При чтении или пересказе художественного произведения стремлюсь указывать детям на зависимость между заглавием и содержанием художественного текста. Некоторые дети сами придумывают заглавия своих рассказов: «Непослушный зайчик», «Зайчишка – трусишка», «Что случилось с непослушным Зайцем?».

Дети начинают использовать образные выражения «сонные глазки», «пышный» кустик, «молодая» травка и т. д.

Для развития и обогащения детского рассказа представляют интерес и те произведения, на которые сказывалось влияние окружающей среды, природы, в которых выражены мысли, чувства и желания героя «Веселый лягушонок», «Весна в лесу» и т. д.

Развитие способности детей к словесному творчеству под воздействием художественного слова оказывает благотворное влияние на развитие личности в целом.

Словесное творчество обогащает жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами : преодолев трудности, ребенок испытывает удовлетворение, его радует достигнутый результат – своим рассказом он доставил удовольствие другим. Это порождает у детей новые желания, пробуждает новые стремления к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театрализованные представления.

Театрально – игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью. Передать характер персонажа можно только с помощью средств образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы, походки и т. д.).

Театрально - игровая деятельность детей принимает формы : это, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы, фигуры, куклы би – ба – бо и т. д.) и, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

Творчество детей в их театрально - игровой деятельности проявляется в трех направлениях – как продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета, исполнительское творчество (речевое, двигательное) и оформительское (обстановка игр, декорации, костюмы и т. д.). Именно такое творчество и следует развивать в каждом ребенке.

Для эстетического развития ребенка игры с песнями имеют немаловажное значение. Они расширяют круг музыкальной деятельности детей, являются простой и доступной детям формой проявления в народе музыкального, поэтического и танцевально – игрового творчества. Результаты опытной работы позволяют применять следующие формы участия детей в музыкально – игровом творчестве :

1. Внесение новых движений и комбинаций в известную народную игру с пением;

2. Импровизационное обыгрывание произведений песенно – игрового фольклора.

3. Различные композиции игр на основе народной песни.

Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих музыкальных занятиях, так и в самостоятельной музыкально – игровой деятельности детей; оно дает большой эффект на начальной стадии активизации творческих проявлений.

Колыбельные, частушки, потешки, прибаутки, небылицы – перевертыши – это большой и своеобразный раздел фольклора. Существует ряд попевок и песен, само содержание которых подсказывает их обыгрывание не путем прямой драматизации, а по аналогии с другой народной игрой.

Всем известна народная попевка «Дождик». По своему происхождению это закличка: «Дождик, дождик, пуще…», однако есть в ней и элементы дразнилки, дети веселятся под дождем, как бы «дразнят» его.

Есть немало народных хороводных песен, движения в которых не трудно найти самим детям. Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений, полезно ввести элемент соревнования: «Кто из детей интереснее придумает движение на первый куплет?» или «Какая из двух групп внесет больше интересных предложений?». Варианты выслушиваются воспитателем и пробуются в исполнении. Когда движения отобраны, проводится игра именно так, как было решено при обсуждении. Перед детьми ставится задача не просто отразить в движении общий характер песни, но и подобрать последовательный ряд движений, соответствующих ее различным частям. Что касается, применение других специальных, активизирующих проявление творчества, то их достаточно много: словесное поощрение, выбор солистов по желанию детей, соревнование нескольких солистов; соревнование двух групп; привлечение детей к оценке; выбор «жюри»; участие воспитателя как солиста; домашнее задание и т. д.

Фольклор оказывает воспитательное влияние на личность ребенка, формирует художественные способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как словесное творчество, т. е. создает предпосылки для его возникновения; оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивает образную речь, определяет строй и стиль, питает ее своим материалом, дает образы, вооружает способом построения повествования. Знакомый мир и чудесные превращения – притягательны для ребенка тем, что желаемое становится возможным.

Публикации по теме:

Подарок от Снегурочки! У меня — серебро!Подарок от Снегурочки! У меня — серебро! Девочки, у меня – «Серебряный блог»!До Нового года ещё далековато, а я уже получила от Снегурочки подарок! Пост «Готовимся к Новому году.

Сказки А. С. Пушкина в творчестве детей (к Дню рождения поэта)Сказки А. С. Пушкина в творчестве детей (к Дню рождения поэта) Первая неделя июня в моей группе всегда посвящена А. С. Пушкину. Это один из самых любимых и непредсказуемых проектов, которых я жду и не.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Формы и методы, позволяющие развивать творческие способности ребёнка» Часть 2.
Опубликовано: 20 января 2015 в 22:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формы и методы, позволяющие развивать творческие способности ребёнка» Часть 2.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Годжиева (УИ 299710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД