Приложение МААМ

Формы организации занятий адаптивной физической культурой

Ирина Николаева
Формы организации занятий адаптивной физической культурой
▼ Скачать + Заказать документы

Формы организации занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

Публикация «Формы организации занятий адаптивной физической культурой» размещена в разделах

Физическое развитие детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации.

Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

В нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. С детьми ежедневно проводят занятия воспитатели и специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, так же с детьми работает ассистент (помощник).

В работе с детьми очень значимо взаимодействие педагогов и специалистов, которое решает оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи и осуществляется по трем направлениям.

Совместные занятия с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом психологом, логопедом, инструктором по физическому развитию - это эффективный способ в работе с детьми ОВЗ.

Коррекционно-развивающую работу выстраиваем с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбираем специальный комплекс упражнений, дозировку физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.

Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию.

В содержание работы с детьми ОВЗ входят:

•Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;

Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;

•Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;

•Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;

•Мотивация на улучшение результатов (похвала);

• Релаксация во время занятия;

•Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;

•Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который подразумевает эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии дошкольников.

Для детей физическая культура является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности. Для развития двигательной сферы важен осознанный характер моторного обучения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и, соответственно, свою специфику. Для детей с ЗПР характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в формировании у них социальной мотивации деятельности. На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции.

Физическое воспитание детей включает специальные коррекционные упражнения способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитации детей. В общеразвивающие упражнения на развитие мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.

Свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья строим по принципу сотрудничества, стараясь передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки. Каждый педагог понимает, что только при наличии подлинного сотрудничества взрослого и ребёнка можно добиться положительных результатов. Проводя оздоровительную работу, мы стараемся создать у таких детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся нами на протяжении всего учебного года. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.

Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:

Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным (батут, сухой бассейн, горка, беговая дорожка и др.).

Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.

В группе создан спортивный мини — центр, оснащена спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.

В своей работе мы используем следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика после дневного сна, релаксация. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

- ООД 3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке.

- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

- Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук

3. Коррекционные технологии

-Технологии музыкального воздействия

- Психогимнастика (мимика и пантомимика)

Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:

• Картотеки оздоровительных игр.

• Картотека игрового самомассажа.

Составлены оздоровительные комплексы:

• Дыхательной гимнастики;

• Пальчиковой гимнастики;

• Фонетической ритмики;

• Артикуляционной гимнастики.

Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с ОВЗ успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.

Публикации по теме:

Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы»Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы» Сдаём мы нормы ГТО. В целях повышения эффективности использования возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитания.

«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет Важная составляющая общего развития ребенка в детском саду – занятие физической культурой. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым,.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.

Конспекты цикла занятий по физической культуре в младшей группе «Ребята и зверята» Конспект 1 занятия «В гости к Мишке» Цель: упражнять детей в разных видах ходьбы, учить прыгать в обруч с места, упражнять в ползании внутри.

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Мастер-класс: пособие для занятий по физической культуре «Разноцветные шнуры-косички»Мастер-класс: пособие для занятий по физической культуре «Разноцветные шнуры-косички» На занятиях по физкультуре, в разных возрастных группах, часто используются шнуры, это и подлезани, и прыжки на двух ногах через шнур,.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой»Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Нестандартное оборудование для занятий по физической культуреНестандартное оборудование для занятий по физической культуре "Точки для Божьей коровки" Оборудование для вертикального метания Цель: формировать умение бросать шарик в цель правой и левой рукой; развивать.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы организации занятий адаптивной физической культурой
Опубликовано: 16 января 2023 в 19:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы организации занятий адаптивной физической культурой» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Николаева (УИ 1330772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД