Надежда Огурцова
«Формы работы ДОУ по развитию физических навыков у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего возраста. В этом деле нет мелочей.
Доводилось ли вам слышать забавную песенку?
В каждом маленьком ребенке-
И в мальчишке, и в девчонке-
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он скакать и прыгать,
Всё хватать, руками дрыгать.
А иначе он взорвётся,
Неизвестно от чего.
Публикация «„Формы работы ДОУ по развитию физических навыков у детей младшего возраста“» размещена в разделах
Несмотря на то, что эта песенка шуточная, она довольно точно отражает одну важную психофизическую особенность детей. Их повышенную жизненную активность, стремление к постоянному пребыванию в движении. Вот откуда берут своё начало постоянные мамины одё ргивания: «Не вертись! Стой смирно! Что за ребёнок? А он просто не может стоять смирно –в этом возрасте все ребятишки становятся удивительно похожими на маленьких обезьянок, потому что растущая мускулатура требует все больше и больше кислорода, который попадает в организм только благодаря активным физическим движениям.
Но вот проблема: двигательный опыт малышей не велик, потому их движения однообразны и требуют помощи со стороны взрослых. Что же делать?
А вот что: попробуйте-ка переключить потребность вашего малыша к простым подскокам на осмысленные движений, дав ему своеобразные подсказки. Пусть для начала малыш покажет, как летает бабочка (руки в стороны и полетел. Устал? Теперь пусть покажет, как скачет козлик, летит самолет, идет косолапый медвежонок. Словом, пусть ребенок подключает к своим физическим действиям ещё и образное мышление. Увидите,скоро он сам поймет, что такие игры ему под силу, и начнет скакать зайчиком, ползать черепахой, бегать оленем…
Так ребёнок через игру придет к осмыслению пользы и удовольствия,которых можно достичь за счет разнообразных спортивных мероприятий.
И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать,что у него не только все получается, но каждый раз –все лучше и лучше.
Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач, и в том числе физического развития.
Физическое воспитание детей осуществляется как на физкультурных занятиях, так и в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельная двигательная активность, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья т. д.)
Освоение детьми определенных двигательных процессов происходит постепенно и зависит от интереса малышей, степени усвоения ими учебного материала и овладения основными движениями. Для поддержания детского интереса рекомендуется, дополнительно к комплексу физических упражнений, использовать обыгрывание потешек, используя их как логоритмические упражнения.
Подобные упражнения помогают решить целый ряд задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта со взрослым через игру, развитие устной речи детей (в сочетании с движением).
Логоритмические упражнения используют в период адаптации ребенка в группе, в начале учебного года, в качестве утренней гимнастики, гимнастики после сна или в качестве организационного фрагмента перед какой – либо деятельностью.
Каждое утро малыша в детском саду обязательно начинается с утренней гимнастики. Комплексы утренней гимнастики в достаточной степени вариативны – зависят от времени года, состава детей, их настроения, конкретных условий проведения. Предметы, которые могут быть использованы в комплексах утренней гимнастики, самые различные:
1. Специально подготовленное оборудование (флажки, погремушки, платочки, мячи, кубики);
2. Нетрадиционные средства ( бросовый или природный материал: шишки, листики).
Основой в физическом развитии малышей являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Оздоровительные занятия, проводимые по единому сюжетному, способствуют решению следующих задач:
1. Охрана и укрепление здоровья детей;
2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
3. Создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;
4. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни;
5. Обеспечение физического и психического благополучия.
Система в организации физкультурно – интегрированной деятельности с детьми младшего возраста в игровой форме, приучают детей к доброжелательному отношению к предложенной деятельности и активному в ней участию. Детская деятельность в виде сказочного сюжета или приключения вызывает у детей положительные эмоции, желание играть и заниматься, даже не подозревая, о том, что в этот момент происходит развитие физических качеств и закаливание организма. Педагоги подбирают различную тематику образовательной деятельности: «Курочка Ряба», «Репка», «Упрямые козы», «Веселые зайчики», «Птички» и т. д.
Занятие следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
Взрослый во время занятия следит за правилами чередованием процессов возбуждения и торможения, не перегружает их однообразными движениями, обеспечивает, таким образом, активный отдых после нагрузок и быстрое восстановления сил. Освоение движений хорошо влияет на развитие речи ребёнка.
Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают подвижные игры, в основу которых входят основные движения: ходьба, бег, равновесие, ползание и лазание, прыжки, бросание и ловля.
Подвижные игры вводятся постепенно, по мере освоения детьми предыдущей игры и по мере овладения основными движениями.
Причем с одной подгруппой детей или конкретным ребенком можно играть уже в новую игру, а с кем – то продолжать играть в старую, знакомую.
Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Хорошие результаты дает обучение, если малыш испытывает положительные эмоции.
Для того чтобы детям было интересно, проводятся дополнительно спортивные праздники, досуги, развлечения, веселые старты с привлечением сказочных героев, мягких игрушек, различных масок и шапочек.
Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всего мероприятия, занятия имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие речи помогает создать сказочную, волшебную атмосферу. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Участие детей в таких мероприятиях улучшает их физическое развитие, благотворно воздействует на их нервную, а также сердечно- сосудистую и дыхательную системы, укрепляет здоровье.
Проводить спортивные праздники, эстафеты и разнообразные игры можно в любое время года как в помещении так и на свежем воздухе.