МААМ-картинки

Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста

Саглара Горяева
Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

Национальный детский сад № 16 «Бадм цецг»

Проект

по формированию культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста

«Мойдодыр».

Воспитатель: Горяева С. С.

1 мл. группа № 3

Элиста, 2016 г.

Проект по формированию

культурно-гигиенических навыков

«Мойдодыр»

Публикация «Проект „Мойдодыр“ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» размещена в разделах

1-ая младшая группа МКДОУ №16 «Бадм цецг»

Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Содержание:

1. Актуальность проекта.

2. Цель и задачи проекта.

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

4. Перечень основных направлений проекта.

5. Краткое описание проекта по этапам.

6. План мероприятий по реализации проекта.

1. Актуальность проекта

Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Формируют навыки личной гигиены : умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Гигиенические знания целесообразны и в образовательной области физическая культура, труд, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта :

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Задачи проекта :

1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Участники проекта :

Воспитатели – Горяева С. С., Цугатинова Л. И.

Родители воспитанников 1-ой младшей группы

Дети 1-ой младшей группы

Целевая группа проекта :

проект предназначен детям младшего дошкольного возраста.

Основные формы реализации проекта :

- Анкетирование родителей.

- Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.

- Дидактические игры.

- Художественное слово.

- Чтение художественной литературы.

- Праздники и развлечения, беседы.

- Работа с родителями (консультации индивидуальные и групповые, беседы, памятки).

- Создание предметно-развивающей среды в группе (макет «Мойдодыра» из бросового материала, оформление туалетной комнаты, уголок «Парикмахерская»).

Уважаемые родители, просим Вас принять участие в проекте и ответить на вопросы нашей анкеты.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

1. Умеет ли Ваш ребёнок пользовался столовой ложкой?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

2. Умеет ли Ваш ребёнок пользовался чайной ложкой?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

3. Крошит ли Ваш ребёнок хлеб, когда кушает?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

4. Ваш ребёнок пережёвывает пищу с закрытым ртом?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

5. Ваш ребёнок разговаривает во время еды?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

6. Ваш ребёнок говорит после еды «спасибо»?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

7. Ваш ребёнок умеет мыть руки и лицо?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

8. Ваш ребёнок умеет пользоваться полотенцем?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

9. Умеет ли Ваш ребёнок пользоваться расчёской?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

10. Умеет ли Ваш ребёнок расстёгивать и застёгивать пуговицы?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

11. Умеет ли Ваш ребёнок раздеваться?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

12. Умеет ли Ваш ребёнок аккуратно повесить свою одежду?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ

Анкетирование, обработка данных на начало осуществления проекта :

Если ребёнок выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие ребёнок получал – 3 балла;

действие выполненное с небольшими неточностями – 2 балла;

неумение выполнять действия – 1 балл.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребёнок по каждому критерию – 21.

Уровни сформированности культурно – гигиенических навыков;

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно.

Средний уровень (62 – 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления.

Ниже среднего (39 – 28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :

Дети 1-ой младшей группы (3 года) должны –

• С помощью взрослого приводить себя в порядок.

• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .

• Держать ложку в правой руке.

• По порядку одеваться и раздеваться.

• При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) .

• Аккуратно складывать снятую одежду.

• Следить за своим внешним видом.

• Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

• Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей :

• Повышение навыков культурно-гигиенических навыков детей

• Консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Возможности проекта для воспитателей :

• Совершенствование знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Формирование валеологической культуры.

• Установление взаимосвязи с родителями по вопросам формирования КГН.

4. Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

- Оформить уголок «Парикмахерская», туалетную комнату, изготовить атрибут для формирования КГН в летний период на участке.

- Сделать подборку дидактических игр.

Продукты проекта :

- Перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.

- Конспект занятия и схемы алгоритмом одевания, мытья рук.

- Сценарии вечера-развлечения.

Работа с родителями:

Анкетирование

Консультация «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»

Беседы «Как ухаживать за молочными зубами», «КГН у детей младшего возраста».

Памятка «Внешний вид малышей: о чем не стоит беспокоиться».

5. Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта : Групповой, творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Сроки реализации проекта : Октябрь 2015года – февраль 2016 года.

Информационно-аналитический этап :

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек по данной теме.

Заключительный этап:

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

6. План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап:

- Сбор литературы по данной теме.

- Составление плана работы.

- Разработка содержания проекта.

Основной этап:

Месяц Работа с детьми Работа воспитателей Работа с родителями

Октябрь Беседы Подборка художественных произведений, потешек, песенок по данной теме. Анкетирование

Ноябрь Комплекс дидактических игр: «Уложим куклу спать», «Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол», «Оденемся на прогулку». Игры-ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу». Оформление папок-передвижек по данной теме. Консультация «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности»

Декабрь НОД «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети» Оформление памяток для родителей. Оформление предметно-развивающей среды группы.

Январь Чтение художественной литературы: «Кукла», «Умывашка» Э. Габунщина, «Мойдодыр» К. Чуковского, заучивание потешек. Беседы.

Февраль Вечер-развлечение «В гостях у Мойдодыра». Организация вечера-рразвлечения. Участие в вечере-развлечении «В гостях у Мойдодыра».

Заключительный этап:

Анализ анкетирования родителей

Вечер-развлечение «В гостях у Мойдодыра»

Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Список литературы

1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст] : популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.

2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] : методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96

3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст] :пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева– М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.

4. Расту культурным [Текст] :-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

5. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия [Текст] : методическое пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.

6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст] : методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.

7. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Публикации по теме:

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» МКДОУ «Д/с № 36» Воспитатели:.

Конспект ОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Научим хрюшку мыть руки» Конспект ООД в младшей группе «Научим Хрюшку мыть руки» Цель занятия: формировать культурно- гигиенические навыки детей во время мытья рук.

Конспект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе младшего возраста (3–4 года)   Тема занятия: Формирование культурно-гигиенических навыков.   Программные задачи: 1. Продолжать учить детей намыливать руки до образования.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Наш друг-Мойдодыр» Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей средней группы «Наш друг- Мойдодыр» Актуальность проекта: Гигиеническая культура.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» СЛАЙД 1. ВВЕДЕНИЕ. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» Актуальность Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области» Проект.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровые методы Речь 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться со своим опытом работы, а поможет мне в этом электронное портфолио.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста
Опубликовано: 19 июня 2016 в 13:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД