Лучший педагог года

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

татьяна третьякова
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

"Гендерное воспитание детей младшего дошкольного

возраста"

Содержание

Введение…. 3

1. Теоретические аспекты гендерного воспитания…. 4

2. Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста…. 5

Заключение… 10

Список литературы… 11

Введение

«Нельзя считать один пол

совершеннее другого, так

и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Публикация «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Задачи ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

Формирование полоролевых знаний, развитие умений использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

Развитие нравственно – волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т. д.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность и др.)

Развитие ценностного отношения к себе, как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия.

1. Теоритеческие аспекты гендерного воспитания

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы. Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола (Л. О. Ковальчук).

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

2. Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что став взрослыми они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Поэтому в своей работе поставила задачу - сформировать устойчивое понятие своего пола – Я девочка; Я мальчик, а также организовать воспитание и обучение ребёнка в соответствии с его полом.

Сегодня в нашем обществе воспитанием и мальчиков, и девочек занимаются женщины (конечно, бывают счастливые исключения) : дома - это мама или бабушка, в детском саду - воспитатели. Поэтому наметила свою работу в 3 направлениях.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями в данном направлении проходило через вовлечение их в беседы, консультации, как индивидуальные, так и групповые, родительские собрания. Составила план работы с родителями.

Перед началом работы провела родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков», где убеждала родителей в важности дифференцированного подхода в воспитании сыновей и дочерей, а также в необходимости формирования основ качеств мужественности и женственности, правильных представлений о том, какими должны быть отношения между членами семьи. Выпустила папку – раскладушку «Гендерное воспитание младших дошкольников, что это и для чего»

Положительное влияние на родителей оказывает обсуждения с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребёнка. Для этого проводила консультации на темы «Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности», «Как воспитывать девочку», «Как воспитывать мальчика», «Одинаково ли надо воспитывать мальчиков и девочек», выпустила памятки для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях», «Художественная литература как средство гендерного воспитания детей», «Мужской характер как его воспитать».

Чтобы выявить уровень родительских знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в ДОУ, а также формировать положительную мотивацию и знания о подготовке ребёнка к будущей семейной жизни, проводила анкетирование среди родителей воспитанников : «Особенности воспитания ребёнка в семье», Функции отца в семье».

Подводя итог, можно сказать, что проблема гендерного воспитания ребёнка достаточно актуальна для родителей, но не все они готовы передать необходимые знания ребёнку, объяснить факт рождения человека, рассказать ему об идеальных образах мужчины и женщины (поведение, культура общения, а самое главное формировать всё это у ребёнка с учётом его новой принадлежности.

Основным видом детской деятельности является игра. Поэтому создавала предметно-развивающую среду с учётом гендерного развития у детей младшего дошкольного возраста.

Зонирование группы само по себе предполагает, что в строительном и техническом уголке большую часть будут находиться мальчики, а в кукольном – девочки. Однако у детей младшего дошкольного возраста ещё нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто гладят бельё и варят кашу, а девочки с увлечением катают машинки.

Моя задача состояла в том, чтобы дать детям возможность понять, почувствовать, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу».

А для этого создавала в уголках такие условия, чтобы девочки с удовольствием и желанием играли, например, в кукольном уголке, а мальчики в строительном.

В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребёнка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определённого пола. Поэтому с детьми своей младшей группы был также намечен план работы на весь учебный год

В своей работе с детьми по внедрению гендерных технологий использовала разные виды деятельности.

Например: Сюжетно – ролевые игры – «Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «Больница», «Кафе». Дидактические игры: «Одень куклу», «Опиши того кто справа», «Женская и мужская работа», «Действия – мужчина, действия – женщина», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Кто что делает», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким?».

Через игры – драматизации – «Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и настольный театр - проигрывание русских народных сказок, показ сказок детям младшего возраста.

В подвижных играх и играх-состязаниях дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки. «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)». Игры, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, способствуют снятию напряжения, акцентируют внимание детей на мужском и женском имени, устанавливают индивидуальный контакт с ребёнком. К таким играм относятся: игры покачивания, похлопывания, игры на коленях.

В непосредственной образовательной деятельности использую индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием сюжетных картинок и художественных произведений, посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, потому что это сильное средство воспитания любви к ближнему. В художественном творчестве мальчикам предлагаю раскраски, трафареты техники, девочкам – кукол, цветов и т. д.

В процессе организации совместной трудовой деятельности детей так же решаются особенности гендерного воспитания. На первых порах создаю пары из мальчиков и девочек для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчику, и аккуратность, тщательность (девочке). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек - умение украшать интерьер, ухаживать за малышами. Детям создаю игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол). При этом поощряю мальчиков в помощи девочкам: мыть посуду, ходить по магазинам.

При формировании культурно-гигиенических навыков постоянно сопутствую потешками, в которых упоминается либо мальчик, либо девочка. Идя с детьми мыть руки, начинаю проговаривать потешки, обращаясь к мальчику или девочке (постепенно дети осваивают потешку и начинают повторять её за педагогом). Приведу примеры потешек:

***

Водичка, водичка,

Умой Лёшино личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Укладывая детей спать, укрывая их одеялом, проговариваю потешки с именами детей. Например:

***

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать

Нашу Катю (Таню, Соню) усыплять.

Заключение

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня многих педагогов. Интерес объясняется тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут не затрагивать гендерные особенности ребёнка. Почему все же уместно гендерное воспитание в детском саду, когда малыш совсем еще мал и не думает о столь далеком будущем? Именно активного познания окружающей среды и новых людей закладываются основы мировоззрения. Именно тогда, когда ребёнок начинает осознавать различия полов и их функцию, его необходимо настроить на адекватное понимание своей сущности.

Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

2. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М. : Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

4. Ефремова В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

5. Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру : Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.

6. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста : Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с.

7. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

8. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет : Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельностиГендерное воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где.

Гендерное воспитание детей дошкольного возрастаГендерное воспитание детей дошкольного возраста ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Консультация «Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста» Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста. Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования.

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую.

Педагогический семинар «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Задание: 1. Найдите в нижеприведенном тексте особенности экологического.

Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» в рамках реализации инновационной деятельности.

Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста Введение Организация в ДОО образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет) обуславливается характером социальной.

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возрастаВоспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста В России 2017г. объявлен годом экологии. Начинать экологическое воспитание нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. В процессе.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ Д/С «Солнышко» Евсеенкова С. В. «Природа для нас – кладовая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 15:02
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД