Вероника Олина
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение передового педагогического опыта работы
по теме:«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Введение
Актуальность исследования
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
Публикация «Обобщение опыта работы „Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
в физическом развитии и социальном поведении;
в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
в проявлении агрессии и многом другом.
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, полоролевая «Я -концепция». Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культурных гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений. Такие важные субъекты проявления как активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, свобода выбора, целеустремленность, творчество, необходимо развивать у детей обоего пола.
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к своему и противоположному полу.
Известно, что именно в сюжетной игре происходит становление гендерной социализации дошкольников. В играх мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и различное содержание ролевой игры. Для того чтобы игра стала эффективным средством развития и воспитания, необходимо учитывать особенности игры мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье. Однако гендерные особенности сюжетно-ролевой игры остаются мало исследованными. Организуя сюжетно-ролевые игры в детском саду, воспитатели, чаще всего, не ориентируются на игровые интересы мальчиков и девочек, на предпочитаемые ими сюжеты, специфику игровых умений, что, в свою очередь, часто приводит к отказу от игры, к уходу игровой деятельности из детской жизни. Настоящая работа направлена
на преодоление этого пробела, а именно на изучение особенности игровой деятельности мальчиков и девочек.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточность методических разработок по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования: «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
Цель исследования: Исследовать особенности сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек.
Задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы гендерной социализации.
2. Выявить специфику сюжетов ролевой игры современных дошкольников разного пола.
3. Исследовать отличия в игровом взаимодействии девочек и мальчиков, в использовании ими игровых материалов и в организации игрового пространства.
4. Разработать педагогические рекомендации по организации игры детей разного пола.
Объект исследования: Игровая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
полоролевая идентификация проявляется и формируется в сюжетно-ролевой игре дошкольников.
Методологические основы:
- Культурно-историческая теория Л. С. Выготского;
- Исследование детской игры Б. Д. Эльконина;
- Исследование детской игры Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой;
- Исследование гендерных особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста Т. Дороновой.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад № 16 «Ромашка» г. Бирска.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы по данной теме;
2. Метод стандартизированного наблюдения;
3. Метод скрытого наблюдения;
4. Метод включенного наблюдения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучение гендерных особенностей игры детей разного пола внесёт определённый вклад в проблему развития самосознания и гендерной социализации дошкольников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные позволят разработать рекомендации по организации сюжетной игры в соответствии с гендерными особенностями дошкольников.