Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Ольга Ульянова Гвоздевская
Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Гвоздевская Ольга Сергеевна

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4», г. Уссурийска.

«Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже.

И если мы их учим чему- нибудь, чтоб сделать их лучше,

то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними»

Федор Достоевский.

Актуальность. С рождения ребёнок является исследователем мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и луна, дождь и ветер, страх и радость. Мне бы хотелось рассказать о выразительности речи через театрализованную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

В мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также нарушения в экологии, социальные факторы оказывают влияние на развитие речи дошкольников. В связи с этим дети имеют различные нарушения речи, их речь не выразительна, бедна по словарному запасу, темп речи быстрый или замедленный.

Дошкольный период является интенсивным для развития речи детей, где усваивается грамматическая норма, вырабатывается интонация, дикция.

А выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует лучшему донесению до слушателя смысл высказываний. Уместное использование средств речевой выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание сверстников. Одним из средств развития выразительности речи детей дошкольного возраста может выступать театрализованная деятельность. Именно разыгрывание сюжетов произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности.

Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Для развития выразительной стороны речи нам необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. И в этом нам помогает – театральная деятельность.

Содержание наших театральных занятий включают в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей; упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт; речевые упражнения; разыгрывание пластических и мимических этюдов; знакомство с музыкальными средствами выразительности; развитие певческих способностей; упражнения релаксационного характера на снятие внутренних и поведенческих зажимов, преодоление скованности и неуверенности в своих артистических способностях.

Свою работу с детьми я строила поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети отвечают на вопросы воспитателя, выполняют мои просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Работа маленьких актеров над ролью строиться следующим образом:

• знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные, какие герои, их внешность, взаимоотношения).

• распределение ролей. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди.

• непосредственно работа над ролью: работа над текстом. Основная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, мимики, интонации, места его положения на сцене; подготовка театрального костюма.

Такая организация театрализованной деятельности способствует развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Как правило, театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Ее содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально – эмоциональному развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

Театрализованная деятельность позволяет нам с детям старшего дошкольного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Моя (как педагога) задача - создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

В театральном этюде ребенок может самостоятельно применять и управлять своими личными эмоциями, чувствами и для этого необходима подготовка. Для этого мы используем различные этюды:

Имитационные этюды «Изобрази того героя, костюм которого выбрал»;

Этюды на выразительность передачи образа;

Этюды на выразительность движений персонажей сказки;

Этюды на выражение основных эмоций: «Тише», «Вкусная конфета», «Чья игрушка», «Ласка», «Глухая бабушка», «Мышонок хочет играть с друзьями» и др.

Задачи театрализованной деятельности по развитию речи в старшей группе – пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

В нашей группе был оборудован театральный уголок и «тихий уголок», где любой ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка, в зоне театрализованной деятельности размещены разные виды кукольного театра – пальчиковый, маски, фартуки, костюмы, куклы, реквизит, декорации. Кроме того, периодически обновляется материал, ориентируясь на интересы разных детей.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся развития выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

А закрепляли мы свою театрализованную деятельность на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Спасибо за внимание!

Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Описание опыта работы «Использование фольклора в воспитании и образовании детей дошкольного возраста» Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком.

Описание опыта работы воспитателя Работала воспитателем с 2012 по 2013 г. МБДОУ «Детский сад №2 города Новозыбкова» и с 2014 по настоящее время в «Детском саду № 1 города.

Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности через проектную деятельность» Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности, через проектную деятельность» Искусство несет.

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя высшей категории Хабаровой Людмилы Валентиновны «Развитие чувства ритма.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Отчет об углубленной работе в старшей группе на тему: «Развитие речи детей через театральную деятельность»Отчет об углубленной работе в старшей группе на тему: «Развитие речи детей через театральную деятельность» Отчет об углубленной работе в старшей группе «Зайчата» на тему: «Развитие речи детей через театральную деятельность», воспитатель Романова.

Проект «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Проект В старшей группе «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность». Значимость.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Сегодня и всегда решалась проблема образования и воспитания детей в детском саду через театр, усложняются задачи стоящие перед педагогами.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Праздники
Автор публикации:
Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 августа 2017 в 15:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 ноября. День динозавров на МААМ

Тайна динозавров, некогда населявших нашу планету, волнует умы не только взрослых, но и детей. Эти неприглядные на вид животные одна из любимых детских игрушек. Маленьких исследователей интересует всё –...

16 ноября. День сказки «Волк и семеро козлят» на МААМ

Эта сказка является одной из самых первых историй, что может послужить готовой иллюстрацией занятия по основам безопасности. Как же так: ждали маму с молоком, а впустили волка в дом! Нельзя допускать...

Конспект музыкально-игрового занятия во второй младшей группе «Три медведя»
Конспект музыкально-игрового занятия во второй младшей группе «Три медведя» Тема: «Сказка в музыке» Цель: Дальнейшее развитие у детей понимания...
Дидактическая игра «Веселые прищепки» в первой младшей группе
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ" В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ЦЕЛЬ: Научить ребенка прищеплять прищепки. ЗАДАЧИ: - Развивать мелкую моторику...
Консультация в помощь родителям «Развитие мелкой моторики рук детей посредством...
Что такое квиллинг? Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью шила...