Папки-передвижки

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя

Людмила Хабарова
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя

Описание педагогического опыта работы

музыкального руководителя высшей категории

Хабаровой Людмилы Валентиновны

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Публикация «„Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста“, Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя» размещена в разделах

Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Задача музыкального руководителя - создать условия для его раскрытия и развития. Значение чувства ритма в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах. Большинство педагогов расценивают ритмическую деятельность, как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов, таких как сила, уравновешенность, подвижность. Но это составляет лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами с первых недель жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспеченно бодрое, положительно-эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие. Укрепление организма, развитие и совершенствование движений является главной задачей музыкально-ритмического воспитания.

Ритмические упражнения, для развития чувство ритма у детей дошкольного возраста, выполняемые под музыку, являются основными базовыми при овладении двигательной культуры, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, координации движений; развитие слуха способствует развитию ритмичности и музыкальности (Приложение №1).

Использование музыкального этюда, дает возможность детям выразить свои чувства в танце, что способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка (Приложение №2).

Актуальность проблемы обусловлена важностью эстетического развития дошкольного возраста. Для решения проблемы я изучила научно - методическую литературу по данному вопросу и особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Была поставлена цель - развивать чувство ритма у старших дошкольников, путем систематического использования музыкально - ритмических упражнений во всех формах музыкальной деятельности, была разработана авторская образовательная программа дошкольного образования по хореографии «Путешествие в мир танца», отвечающая Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям ее реализации (Приложение №3).

Для реализации этой программы необходимо было решить ряд задач:

* выявить сформированность чувства ритма у детей;

* использовать музыкально - ритмические упражнения на занятиях, в повседневной жизни ребенка, в самостоятельной деятельности;

* определить особенности развития чувства ритма у детей через диагностику;

* подобрать комплекс музыкально - ритмических движений по развитию чувства ритма у детей.

Особенностью развития чувства ритма у старших дошкольников - является особенность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, через приобщение к музыкальной деятельности и развития музыкальных и творческих способностей.

Хореографические занятия это, прежде всего успешное развитие у детей эстетических чувств, творчества, развитие чувства ритма. При подготовке к занятию, прежде всего, учитываю, в какой степени задание отвечает интересам детей, их физическим данным. Отсутствие музыкальных впечатлений в дошкольном детстве, впоследствии трудно восполним.

Одним из средств развития чувства ритма у детей дошкольного возраста является использование музыки на занятиях. Возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных. Движение для дошкольников становится средством восприятия музыки, пониманием ее характера.

Главное средство выразительности - мелодия, которая содержит в себе ритм, темп, гармонию. Музыкально - ритмическая деятельность имеет большое значение для эстетического, физического воспитания и развития чувства ритма. Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются «игры со словом», использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца, исполнение (пение, пантомима, игра на ДМИ, ритмические движения, танец, музыкально - творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация, танцевально - игровое творчество).

В основе моих занятий лежит коллективное творчество, ритмизованная речь, ритмические хлопки, выстукивание ногами, импровизационное движение под музыку, озвучивание стихов в ритме, пантомима, этюды пластические и этюды перевоплощения. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для этого использую разнообразные методы и приемы в своей работе. Игры, участие в самодеятельности, творческая деятельность на занятиях хореографии (придумывание, подражание животным и растениям, импровизация и фантазия детей в свободной пляске) - это позволяет детям доброжелательнее относиться друг к другу.

В ходе занятий хореографической пластики особое внимание уделяю технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса, что позволяет исправить природные недостатки (сутулость, развернутость стоп и т. д.). Ритмические упражнения развивают у детей координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Так же на занятиях хореографической пластики у детей формируются навыки музыкального ритма, творческие способности. В процессе активного слушания музыки и исполнения пластических движений у детей формируются музыкальные впечатления и музыкальные образы.

Слитность характера движения и музыки, выразительное качественное выполнение движений детьми, точность передачи музыкального произведения – результат моей работы.

Музыкальные упражнения и музыкальный материал, направленный на развитие чувства ритма у детей, отбираю по следующим принципам:

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

- соответствие движений образам музыки;

- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно - образные, физические упражнения).

При этом использую различные методы и приемы (наглядные, словесные, практические).

На занятиях хореографической пластики стараюсь прививать любовь к музыке; развивать музыкальный слух и чувство ритма; расширять музыкальный кругозор детей; развивать творческое воображение и мышление. Формирование музыкального вкуса реализуется через совместную работу музыкального руководителя с педагогами и родителями на занятиях, построенных в игровой форме, на музыкально-развлекательных мероприятиях (танцевальные концерты, театральные постановки и др.).

Разработанная диагностика позволяет выявить уровень музыкально-двигательных способностей детей по разработанным критериям оценки : музыкальный ритм, пластика рук, гибкость корпуса, исполнительское мастерство, импровизация, умение вести себя во время концерта (Приложение №4).

Таким образом, обучаясь по моей программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представления об актерском мастерстве.

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Описание опыта работы «Использование фольклора в воспитании и образовании детей дошкольного возраста» Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком.

Описание опыта работы «Развитие сенсорных способностей для детей раннего возраста» Целью нашей работы является формирование у детей сенсорной культуры, умение обследовать предметы, а также развитие аналитического восприятия.

Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Подготовила: Третяк Т. В. ,.

Материалы педагогического опыта по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста» Материалы педагогического опыта по теме : «Развитие речи детей дошкольного возраста». Пояснительная записка: Развитие речи становится актуальной.

Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений»Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений» Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,.

Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста» Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.

Описание педагогического опыта работы воспитателя «Расширение у дошкольников представлений о природе» Описание педагогического опыта работы воспитателя Бобрышевой Марины Алексеевны по теме: «Расширение у дошкольников представлений о явлениях.

Описание собственного педагогического опыта работы в рамках конкурса «Лучший воспитатель 2016» Описание собственного опыта работы воспитателя дошкольного отделения ОГКОУ «Школа-интернат № 92» Емельяновой Анны ДмитриевныПлохой учитель.

Упражнения для развития чувства ритма у слепых детей дошкольного возрастаУпражнения для развития чувства ритма у слепых детей дошкольного возраста Подготовил музыкальный руководитель Акмалова Екатерина Николаевна МБ ДОУ №3 «Лебедушка» Г. Батайск Актуальность Слуховое восприятие играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 12:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД