Татьяна Сапронова
Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сапронова Татьяна Анатольевна
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому я уделяю большое внимание экологическому воспитанию.
Задачи формирования у дошкольников элементарных экологических представлений:
Публикация «Из опыта работы „Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам;
- Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- Развивать экологическое мышление, творческое воображение и речь в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для экологического воспитания детей провожу прогулки, во время которых знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, птиц, труд людей).
Во время экскурсий по детскому саду мы с детьми наблюдаем за деревьями, кустарниками. Наши прогулки и наблюдения выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх.
С детьми была проведена экскурсия в контактный зоопарк с дикими животными. Посещение контактного зоопарка приносит большую пользу развитию детей, ведь одно дело — формирование представления о животном мире, основанное на картинках и рассказах, и совсем другое — впечатление от общения с представителями живой природы.
В работе по экологическому воспитанию использую наглядные, словесные и практические методы: наблюдение и сравнение, рассматривание картин живых и неживых объектов природы, просмотр презентаций, мультфильмов, рассказывание, чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы, беседы.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Эксперимент, самостоятельно проведенный ребёнком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. В уголке экспериментальной деятельности оборудована мини-лаборатория, где представлены тематические альбомы, энциклопедии, познавательные книги, различные картотеки игр-экспериментов и опытов. Дети с удовольствием её посещают, играют, познают, экспериментируют.
В группе находится также и уголок природы с комнатными растениями. В уголке природы находится всё необходимое для ухода за растениями, природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, календарь природы, жалобная книга природы, экологические сказки.
В своей работе использую дидактические игры экологического содержания. В группе существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры.
В группе есть картотека дидактических игр по экологии.
Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение, например: «Экологическая ромашка», «Чей силуэт» «Что изменилось» ,«Хорошо-плохо» ,«Что нельзя делать в лесу», «Зима: хорошо и плохо».
Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой, листочками, шишками,с листьями, семенами, цветами), например: «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь, например: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний». «Подбери пару», «Узнай время года по описанию».
Игры с природным материалом. Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты. В нашем уголке природы собраны различные природные материалы: ракушки, шишки, семена растений, камни.
Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности, например: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек», «Определи на ощупь», «Что изменилось» .
Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы, например: «Мыши и кот», «Земля, вода, огонь, воздух», «Такой листок лети ко мне», «Узнай животное по повадкам».
Музыкальные игры, например: «Узнай время года по музыкальному отрывку»; «Какому животному подходит музыка», «Что звучит?», «Чей голос?».
Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей.
В моей группе родители активно участвуют в конкурсах, выставках, природоохранных акциях. Я заранее вывешиваю объявление о проведении мероприятия, затем родители с детьми собирают рисунки, фотографии, готовят вместе поделки из природного и бросового материала. Участие родителей не остаётся без внимания. Семьи награждаются благодарственными письмами.
Родители моей группы принимали участие в выставках поделок, например:
Поделки из яичной скорлупы, «Хлеб всему голова», «Игрушку ёлку сотворим и живую сохраним», «Дары осени»;
в выставках рисунков: «Берегите лес от пожара»,
«Сохраним нашу планету», «Космос», «Разноцветная осень».
Так же в работе с родителями использовалась наглядная информация: буклеты, памятки, инструктажи, консультации.
Например, буклеты: «Умеем ли мы беречь природу?», «Как кормить птиц зимой?», «Роль домашних животных в воспитании детей», «Берегите воду», памятки : «Охрана животных», «Охрана растений».
Проводились инструктажи «Осторожно: гололёд!», «Осторожно: сосульки!», «Безопасность на водоемах и реках в летний период», «Осторожно: насекомые!».
Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Совместно с родителями озеленяли территорию детского сада.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье проводила анкетирование: «Экологическое образование в семье», «Воздух в нашей квартире». Результаты анкетирования выносились на родительские собрания для анализа, обсуждения.
Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Родители участвовали в следующих природоохранных акциях:
«День цветов» (создание цветочных клумб);
«Сохраним деревья!» (участие в акции сбора макулатуры);
«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);
«Чистое утро» (помощь в уборке участка);
«Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление);
«Поможем приюту для животных».
Проводились родительских собрания: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома», «Природа и мы», «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома».
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
В дальнейшем планирую привлекать родителей к участию в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности и совместным экскурсиям на природу.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.