МААМ-картинки

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм

Екатерина Барышникова
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм

]Опыт работы по теме:

«Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм»

I. Актуальность и проблемность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм» размещена в разделах

«Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!» - говорил профессор Преображенский из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Если 20-30 лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что «экология» везде, знают даже дети.

В. А. Ясвин: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности»[11].

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологической культуры.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, миру природы и играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Воспитание экологической культуры дошкольников через использование фольклора поможет ребёнку быстрее и легче усваивать образовательную программу. Обучение не должно быть скучным занятием для ребёнка. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые будут настаивать.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина и другие неоднократно подчёркивали огромные возможности фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Малые жанры фольклора - это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах.

Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно использовать фольклорные средства на практике.

Эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности воспитателя. С. Н. Николаева выделяет три аспекта, определяющие результативность деятельности:

Понимание сути и причин экологических проблем, желание и готовность изменить сложившуюся ситуацию.

Владение методикой экологического воспитания.

Использование личностно ориентированных методов воспитания.

Исследования таких ученых как П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева, И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева и др. так же подтверждают, что воспитание экологической культуры следует начинать с детей дошкольного возраста. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношений к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нем. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем, то как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас взрослых, участвующих в его воспитании. Воспитательную работу необходимо сделать незаметной и привлекательной для детей.

Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников к школе с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.

II. Новизна и оригинальность

Формирование экологической культуры дошкольников может осуществляться в разных направлениях и разными средствами: в процессе наблюдений в природе, моделирования, проведение экологических акций, использованием детской художественной литературы экологического содержания, театрализованной деятельности и других. Но наиболее интересным для детей и эффективным средством формирования экологической культуры, на мой взгляд, сегодня является фольклор, поскольку фольклорный материал может органично сочетаться со всеми вышеперечисленными средствами.

Новизна и оригинальность работы в данном направлении состоит в соединении работы по экологическому воспитанию и знакомство с фольклором.

Цель: формирование экологической культуры (положительного отношения к природе) детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм.

Задачи:

Изучение литературы по проблеме воспитания экологической культуры у детей

Создание развивающей среды группы.

Отбор и систематизация произведений с элементами малых жанров народного фольклора, которые будут способствовать повышению уровня экологической культуры у детей.

Создание сборника фольклорных форм экологического содержания для педагогов и родителей [приложение 1].

III. Этапы работы.

Работу по воспитанию экологической культуры путем использования малых фольклорных форм провожу по следующим этапам:

Изучила литературу по проблеме формирования экологической культуры дошкольника путем использования малых фольклорных форм.

Создаю и пополняю развивающей среды в группе ДОУ.

Провожу непосредственную образовательную деятельность с детьми по формированию экологической культуры путем использования малых фольклорных форм.

Изучила, отобрала и систематизировала произведения в «Сборник малых фольклорных форм экологического содержания» для педагогов и родителей.

IV. Виды фольклорных форм, используемых в формировании экологической культуры дошкольников.

Малые формы фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, потешки, считалки, скороговорки и др.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие умения видеть ранее не замеченное, слышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям! Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Педагог, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, чтобы педагог не только владел устным народным творчеством, но и использовал его в своей практике. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные загадки, скороговорки, считалки, пословицы, поговорки.

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаю детям в процессе наблюдения за предметами живой и неживой природы. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой загадываю загадки: «прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно»; «ни в огне не горит, ни в воде не тонет»; использую пословицы: «береги нос в большой мороз»; «мороз не велик, да стоять не велит» и др.

Потешка, загадка, пословица, считалка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм - это процесс непрерывной совместной работы с родителями и детьми

V. Взаимодействие с родителями.

В работе с родителями использую все доступные формы, как традиционные так и не традиционные, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей.

Начинала я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, сейчас я работаю в подготовительной к школе группе.

Для воспитания экологической культуры я использую малые формы фольклора, так как они помогают детям в изучении учебного материала и добиваться успехов в усвоении материала.

Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

VI. Результативность развития воспитанников.

Для отслеживания результатов работы с детьми проводилась диагностика два раза в год (октябрь, апрель). Она была направлена на выявление уровня знаний малых фольклорных форм и уровня экологической культуры результаты которых были занесены в таблицы [приложение 2].

Исходя из определения В. А. Ясвина можно определить, что основными элементами экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будут являться знания экологического характера и осознанное, положительное отношение к миру природы. В соответствии с этим были определены показатели уровней экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

1) Знания экологического характера:

- о мире животных;

- о растительном мире;

- о неживой природе;

- о временах года.

2) Отношение к миру природы.

№ испытуемого

Знание детьми

малых фольклорных форм Уровень экологической культуры

Знания экологического характера

Отношение к миру природы

Примета Загадка Пословица Закличка Потешка Скороговорка Считалка О мире животных О растительном мире О неживой природе О временах года

Методами исследования являются:

наблюдение за деятельностью детей;

беседа с детьми;

опросник[ приложение 3];

диагностика экологических знаний дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой)[ приложение 4];

методика интерпретации пословиц (за основу взята методика Б. В. Зейгарник) [приложение 5]

фиксация результатов выполнения диагностических заданий;

качественная и количественная обработка результатов.

По результатам отраженным в диаграмме видна положительная динамика воспитания экологической культуры путем использования малых фольклорных форм, следовательно, имеет смысл продолжать работу в этом направлении.

Можно сделать вывод, что малые фольклорные формы являются достаточно эффективным средством воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста, и использование их позволяет активизировать познавательную активность ребенка, вызвать его интерес и привлечь внимание к экологии.

В дальнейшем планирую продолжать работу по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм.

VII. Результативность педагогической деятельности.

Оценка имеющегося опыта показала, что разработанная система педагогической работы с детьми и родителями посредством использования малых фольклорных форм способствовала изменению уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.

В заключение хочу отметить, что регулярное использование в образовательной деятельности специально подобранного репертуара устного народного творчества расширяет кругозор дошкольников, способствует экологическому воспитанию. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.

VIII. Литературные источники.

1. Ашиков, В. «Семицветик» - программа культурно – экологического образования дошкольников. Дошкольное воспитание. - 1998.- №2. - С. 34

2. Вахрушев, А. А., Кочемасова, Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей М. : Балас, 2012.

3. Дерябо, С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996

4. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. [Текст]/ Изд. 2-е. Сост., вступит. Ст. и примеч. В. П. Аникина. Оформл. Л. Зусмана. - М. : «Детская литература», 1977.

5. Иванова, Н. П., Кривошеева, Г. А. Фольклор для малышей. Ульяновск, 2001.

6. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М. : ТЦ Сфера, 2004.

7. Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа». 1993.

8. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа». 1995

9. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

10. Шарковская, И. А. Знакомство детей с русским народным фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием. М. : АКАДЕМИЯ, 1998.

11. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. —М. : Смысл, 2000

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Тема: «Воспитание экологической.

Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм» Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Представление педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Детский сад № 18 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга».

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта Скворцовой Татьяны Михайловны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Перспективный план «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с природой» Сентябрь 1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры. Беседа «Что такое экология?» «Что такое природа?» А. А. Плешакова,Стр.

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Проект на тему «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Разработчик: воспитатель Шищенко Лидия Алексеевна Вторая.

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возрастаВоспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста В России 2017г. объявлен годом экологии. Начинать экологическое воспитание нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 14:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД