Лучший педагог года

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Татьяна Скворцова
Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта

Скворцовой Татьяны Михайловны,

воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1»городского округа Саранск

«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Публикация «Педагогический опыт „Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема взаимосвязи человека с природой имела и имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Поэтому одним из основных элементов моей деятельности является воспитание у детей экологической культуры, а также развитие познавательных интересов, формирование творческой личности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Сформировать у детей широкий комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействия человека и природы.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

Обучающие

1. Учить детей воспринимать мир с позиций красоты и добра.

2. Формировать умения сравнивать и передавать свои впечатления о природе, и отражать в продуктивных видах деятельности.

3. Обогащать словарный запас о знаниях живой и неживой природы и передавать свое отношение к природе в рассказах.

4. Сочетание различных видов деятельности на одном занятии для способствования более легкого и эффективного формирования экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Развивающие

1. Развивать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

2. Развивать познавательную активность, творческое мышление.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Объект исследования

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений.

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области экологического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Моя работа по данному направлению строится на основе программы C.Н. Николаевой “ Юный эколог”, а также примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. - М. : 2002 г.

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». - М. : Новая школа, 1995.

С. Н. Николаева “Как приобщить ребенка к природе”;

Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста;

Я. П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”

В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич “Прогулки в природу”

М. М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”;

О. В. Мариничева, Н. В. Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года. ”;

И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова “ Прогулки в детском саду” o Л. И. Грехова “В союзе с природой”;

Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова “ Формирование экологической культуры дошкольников”;

Е. А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”

Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста» o Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / сост. М. С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 413.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания. Новизна опыта состоит в : - определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком; - определении целей и результатов; - нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики; - обогащении жизненного опыта; - связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности; - пропаганде экологического воспитания среди детей и родителей. Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе еще использую принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое. В своей педагогической деятельности эффективно использую следующие формы работы с детьми: - циклы наблюдений за растениями в уголке природы; - целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей; - игры экологического содержания; - словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; - чтение литературы природоведческого содержания; - инсценировки, театрализованные представления; - проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом; - экологические праздники; - оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав; - изготовление поделок из природного и бросового материала; - экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников. Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровьесберегающие технологии. Создание атмосферы благоприятного социально – психологического микроклимата для каждого ребёнка. Одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию считаю осуществление проектной деятельности. Были разработаны и реализованы проекты на тему: «Мир вокруг нас», «Природа родного края» и ряд других проектов. А также разработана экологическая тропа «Этот удивительный мир». Для родителей оформляется материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Среди полюбившихся форм можно выделить семинары-практикумы, родительские собрания, совместные досуги, развлечения, консультации, конкурсы. Совместно с родителями в группе оборудован Уголок природы, уголок экспериментирования.

Таким образом, формирование у детей начал экологической культуры возможна лишь посредством соответствующих методов и форм воспитательно-образовательной работы.

Анализ результативности.

В результате реализации проектной деятельности добилась поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались умения правильно вести себя в природе, желания приносить пользу. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что 87 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ. Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников :

- сформированы начальные представления об экологической культуре;

- у детей сформировано начальное представление об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.

- выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций экологической тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к природе.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.

Трудности и проблемы при использовании опыта

Используя в работе данный опыт, я убедилась, что каждый дошкольник это маленький исследователь и наша задача не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот помочь. И для это нужно учитывать все возможности:

• просвещение родителей;

• создание кружка по экологической направленности;

• использование взаимодействие всего коллектива;

• направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года). Освоение поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формируют основы логического мышления, обеспечивают эффективность развития дошкольников и полноценную готовность к обучению в школе.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 1» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Статьи на тему «Аппликация из засушенных растений», «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» опубликовано на международном образовательном портале maam.ru и prodlenka.org.Все работы помещены на сайте детского сада и могут быть использованывоспитателями в своей работе. Занятие по познавательному развитию размещен на YouTube (ссылка на сайте ДОУ).

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию экологической культуры.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Обобщение опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (Продолжение) Результативность опыта Анализируя результаты опыта работы, я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Педагогический проект, направленный на воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста «Азбука вежливости» Проект "Азбука вежливости" Проблема: Современное общество ждет от дошкольного образования развития всесторонне развитой личности ребенка.

Перспективный план «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с природой» Сентябрь 1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры. Беседа «Что такое экология?» «Что такое природа?» А. А. Плешакова,Стр.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Сочетание понятий экология и культура является одним из популярных в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 июля 2017 в 17:19
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД