Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Ляйсан Губайдуллина
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сочетание понятий экология и культура является одним из популярных в современном обществе, поэтому часто встречается интерпретация данных двух слов в форме экологическая культура, экология культуры. Экологическая культура – сравнительно новое понятие, которое возникло в связи с тем, что человечество близко подошло к глобальному экологическому кризису, который требует изменения потребительского мировоззрения по отношению к природе и ставит перед педагогами задачу воспитания у детей как основательных знаний о природе, так и определенных нравственных позиций по отношению ко всему живому на Земле. С. С. Кашлев [5] и Б. В. Ерофеева [3] рассматривают экологическую культуру как один из обязательных компонентов общей культуры человека.

А. А. Вербицкий считает, что экологическая культура — это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций [1]. Анализ и обобщение мнений некоторых исследователей [2; 4; 6; 7] позволили установить следующие основные компоненты экологической культуры: экологические знания и умения; экологическое сознание; экологическая деятельность.

Формированию начал экологической культуры следует приступить именно с дошкольного возраста, т. к. этот период является началом становления личности и идет бурный рост и интенсивное развитие детей как в плане физических, так и психических возможностей. Основное содержание воспитания экологической культуры состоит из формирования осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям, окружающим детей и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Воспитание экологической культуры у детей в дошкольной образовательной организации возможно при решении следующих задач:

1) формирование у дошкольников элементов экологического сознания;

2) формирование у них практических умений и навыков в разнообразной деятельности в природе, которая имеет природоохранительный характер.

Таким образом, воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);

- формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств к природе;

- участие в посильной деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.

Список использованной литературы

1. Вербицкий, А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. – 2008. - № 4. - С. 65-66.

2. Глазычев, С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы: Монография / С. Н. Глазычев. — М.: Современный писатель, 1998. — 432 с.

3. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России: Учебник / Б. В. Ерофеев. - М.: Юристъ, 2011. - 627 с.

4. Зверев, И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения / И. Д. Зверев. - М., 2008.- 78с.

5. Кашлев, С. С. Учитель как субъект эколого-педагогической деятельности / С. С. Кашлев. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2000. — 143 с.

6. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. — М.: Педагогика, 1999.

7. Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Н. М. Мамедова. – М., 2006.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и построен на основных принципах.

Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром Данный опыт проводился воспитателем на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Консультация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Консультация на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Удивительный мир природа…. Он встречает ребенка морем.

Родительское собрание «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» План: 1. Вступительное.

Воспитание основ экологической культуры Моя методическая тема «Воспитание основ экологической культуры у дошкольников». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье. Попова Аксана Николаевна, воспитатель. МДОУ детский сад № 79.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Праздники
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 15:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...