Надежда Морозова
Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Актуальность и перспективность опыта
Взаимодействия человека с природой - актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится всё сильнее. Слишком уж велик урон нанесён живой природе. Веками человек был потребителем по отношению к природе, жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И вот существующие изменения на планете побуждают ныне живущих людей глубже вникнуть в суть данной проблемы. Каждому человеку необходимо знать родную природу и знать её место в окружающем мире. Знать о природе мало - стыдно, а не знать совсем - просто невозможно. На сегодняшний день экологическая грамотность и бережное внимательное отношение к природе стали залогом выживания на планете.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме: „Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения земли, они непосредственно связаны с процессом образования населения. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человека выход из сложившейся ситуации. На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически-ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры уже с дошкольного возраста.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры, бесспорна, т. к. детский сад является первой ступенькой к освоению детьми «азбуки природы».
Самоценность природы - вот основная черта новой экологической культуры, нового мировоззрения, которую мы должны сформировать у детей с самого раннего возраста.
Ребёнок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он всё познаёт с великим удовольствием. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в воспитании детей. Поэтому перед педагогами стоит задача - как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.
Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, НОД ребёнок развивается всесторонне. У него воспитываются многие положительные качества.
Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство прежде всего эстетическое, т. к. природа является основой красоты, источником живописи и музыки.
Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и сохранять её как источник радости и счастья.
Я считаю, что проблема экологического воспитания дошкольного возраста остаётся актуальной и обуславливает выбор темы моего педагогического опыта «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Условия возникновения опыта
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания, предусмотренных реализуемой в ДОУ программой Н. Е. Вераксы и Т. С. Комаровой «От рождения до школы».
И изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что 75% родителей считают главной задачей дошкольного учреждения научить ребёнка безопасному поведению в природе, бережному отношению к ней.
Современное воспитание и образование также требует от ребёнка не только высокого уровня умственного развития, но и умения приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.
Концептуальность
В работе по экологическому воспитанию показано :
- что формирование экологических представлений успешно достигается в условиях специально организованной среды, через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о взаимодействии с окружающей природой;
- обоснована необходимость на ранних этапах формировать представления о природе, как основы для более успешной адаптации в окружающем социуме;
Своеобразие и новизна опыта заключается :
- в определении актуальности, проблемы, стоящей перед ребёнком;
- в определении целей и результатов;
- в нахождении использования форм и методов работы;
- в обогащении жизненного опыта детей;
- в интеграции образовательных областей.
Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по формированию представлений о многообразии мира природы, осознанном отношении к ней.
Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации, интеграции, принцип развивающего обучения и принцип регионального компонента (изучения природы родного края).
- Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагога и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребёнка.
- Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей и родителей в экологическом образовании дошкольников.
- Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребёнку и его интеллектуальное развитие.
- Принцип научности способствует формированию первоначальных понятий, которые формируют элементарные экологические знания.
- Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.
- Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.
- Принцип регионального компонента позволяет формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения явлений окружающей среды: использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности, решать задачи нравственно-патриотического воспитания.
ФГОС опознания природы детьми.
Важным положением Стандарта является целевые ориентиры, которые определяются документом «как возможные достижения ребёнком», не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания. Под эти формулировки и развёртывается система экологического воспитания.
Наличие теоретической базы.
Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.
Так большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.
Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры, через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.
Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две программы, тем самым одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель является носителем экологической культуры).
Неоценимую помощь в работе оказали следующие пособия: Н. В. Коломнина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом», В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л. Г. Киреевой, С. Б. Бекрежнова «Формирование экологической культуры дошкольников», Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников», Л. М. Потаповой «Детям о природе», В. А. Шишкина и М. М. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.
Ведущая педагогическая идея
Моя педагогическая идея - это воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу, взаимодействовать с ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели мною определены следующие задачи:
- развивать интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- формировать такие нравственные качества личности дошкольника, как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;
- прививать трудовые природоведческие навыки;
- вести экологическое просвещение родителей через информационные стенды, участие в мероприятиях экологической направленности.
Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с природой - это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой.
Считаю, что природа научит ребёнка видеть прекрасное, зародит стремление самому внести свой вклад в преобразование природы. Таким образом, природа поможет ребёнку развиваться всесторонне.
Формы и методы работы
Всё воспитание и обучение я строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность и инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Для успешной реализации этих задач мною разработаны:
- комплекс интегрированных занятий с использованием ИКТ;
- разработан перспективный план наблюдений за объектами живой и неживой природы;
Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой - это создание предметно-развивающей среды:
- в группе создан богатый природный уголок с подобранными растениями для детей данного возраста (огород на подоконнике, где выращивают лук, фасоль, укроп, петрушку, цветы);
- усовершенствован центр экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения);
- пополнена картотека, включающая подборку презентаций экологических игр, физкультминуток, загадок. стихотворений и песен о природе;
- постоянно пополняется мини-библиотека с произведениями детской литературы, различными энциклопедиями и журналами;
- оформлена выставка детского творчества, где систематически вывешиваются детские работы и фотографии детей и родителей во время общения с природой;
- систематизирован материал о природных зонах;
- изготовлены макеты природных зон Земли;
- совместно с родителями создан мини-музей, где дети знакомятся с природными экспонатами.
На территории детского сада есть уголок леса, луга, цветники, создан участок для исследовательской деятельности, экологическая тропинка с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
В качестве видовых точек прежде всего выбраны деревья, кустарники разных пород и видов. Кроме того экологическая тропа содержит огород овощных культур, где мы вместе с детьми высаживаем быстро растущие растения, созревающие овощи, которые можно употреблять весной и летом.
На фито-огороде выращиваем лекарственные растения.
Дети проводят сенсорное обследование их частей и семян, знакомятся с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми, для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещаем много раз, особенно в разные сезоны года.
Важным источником знаний о природе являются наблюдения. Циклы наблюдений провожу в уголке природы и на участке детского сада на протяжении всего учебного года. Наблюдения одного цикла провожу друг за другом с разрывом в 2-3 дня. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. С этой целью разработала перспективный план.
На прогулках и экскурсиях дети учатся видеть не только красоту окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, закрепляя не только в памяти, но и на деле правила поведения в природе: «Не сори!», «Не шуми!», «Не груби!». Знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания, как естественной, так и созданной человеком, учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают.
Большое значение в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы, книги. Когда рассказываю о природе и её богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну и родной край.
Труд в природе также имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Например, дети очень любят трудиться в нашем зелёном уголке. При этом я учитываю возраст и опыт детей. Большое удовольствие им доставляет работа по уходу за растениями (полив цветов, протирание листьев, уборка сухих листьев в горшках и т. д.) В процессе ухода дети получают представление о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
Традицией в нашем детском саду стало проведение экологических акций. Так осенью была проведена акция «Чистый двор» с целью вовлечения в природоохранную деятельность и привлечения внимания дошкольников к современным экологическим проблемам. Ребята работали на участке, очищали землю от пожухлой травы, бытового мусора, благоустраивали клумбы. дети работали с энтузиазмом, между ними проходили соревнования «Кто больше соберет мусора». Зимой мы провели акцию «Пусть будет зима доброй для пернатых», ярмарку-рекламу кормушек.
В рамках экологического марафона проходили «уроки доброты», экологические беседы, «час экологического чтения», выставка рекордов природы.
В экологическом воспитании применяю метод экспериментирования, который можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания мира. С помощью опытов мы с детьми решаем множество познавательных задач. Например, что будет с водой, если вынести её на мороз? Или наоборот, если взять снег в тёплую ладошку, что с ним произойдёт? Где лучше растё т растение: в тёплом или холодном месте? Как меняются свойства песка, если его смочить водой? Очень полезно дать детям самостоятельно сделать выводы о качестве предметов, а затем дать высказать своё мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской деятельности.
Также в своей работе использую проектный метод, который помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской деятельности. В данном направлении мною разработаны и реализованы проекты «Ёлочка - зелёная иголочка», «Люби и знай свой край», «Эти удивительные насекомые».
В становлении экологического сознания важное место отвожу игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами познания окружающей среды.
В своей практике я использую дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-ребусы, игры-медитации. также мне очень нравится такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода и др.
В группе совместно с родителями были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам : «Вершки и корешки», «Узнай и назови», «путешествие по лесу» и др. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогли игры-превращения: «Построй домик животному», «Приготовь лекарство».
В работе по экологическому воспитанию большое значение имеет использование художественной литературы, которая открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношения, сопровождает его с первых лет жизни.
Устное народное творчество - потешки, пословицы, поговорки - играют важную роль при проведении режимных моментов, которые знакомят детей с образностью родного языка, позволяют им понять новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего в недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Широко использую подобранную детскую литературу в зависимости от времен года и погоды. Приобщаю их к красоте художественного слова, заучиваю с ними стихи. В своей работе подбираю экологические загадки, они помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в свободной деятельности. Постоянно стараюсь пополнить знания детей о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них интерес, развить любознательность к художественному слову.
Большой интерес детей вызывают экологические сказки, которые определяются прежде всего новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о домашних животных. Старшим детям нравятся волшебные сказки. Также сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают глубже понять детские интересы и их направленность.
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывании загадок на тему природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли, - «Наш дом - Земля», «Зелёная планета». По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживания гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую ситуацию.
Провожу соответствующую работу с родителями, организую родительские собрания, консультации и беседы экологического содержания. Например, «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Экологические игры», «Зелёная аптека» и т. п.
Также использую нетрадиционные формы работы: деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии.
Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов.
В помощь родителям оформила экологический стенд, где помещены статьи, стихи, загадки по теме, приметы и экологические игры. Также в работе использую педагогические ширмы, где родителям даю практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием «Почему так говорят?»
В нашем детском саду организован выпуск газеты «Вестник «Орлёнка», где родителей знакомят с работой ДОУ и его педагогами.
Богатая информация в родительском уголке позволяет не только привлекать внимание родителей, но и вызывает их на общение.
Провела конкурсы детских рисунков по теме «Как я провёл лето», «Листопад», «Мы встречаем Новый год». Родители приняли участие в выставке поделок из природного материала на тему «Осенние фантазии», «Зимние узоры».
Привлекаю родителей к участию в праздниках, развлечениях, провожу Дни открытых дверей.
Накануне Нового года провела мастер-класс по нетрадиционным техникам работы совместно с детьми и родителями на тему «Петушок - Золотой гребешок».
Организовала развлечение с детьми «Коляда, коляда, отворяй ворота!»
Мои родители принимали активное участие в экологических мероприятиях : акции «Чистый двор», «Пусть будет зима доброй для пернатых», «Акции добрых дел».
Родители изготовили кормушки для птиц, отремонтировали игрушки и мебель, участвовали в озеленении участка и создании построек, сшили костюмы для развлечений и праздников. Большую помощь оказали в создании музея русского быта, в оформлении портфолио на тему «Ребёнок и детский сад».
Таким образом, работа с семьями воспитанников детского сада приносит положительные результаты. Всей своей работой сотрудники детского сада доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.