Приложение МААМ

Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Шавшаева Наталья
Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность и перспективность опыта

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

Публикация «Представление педагогического опыта работы „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг пред обществом, Родиной, Обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Я считаю, что начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

В 2014-2015 гг. мною было проведено педагогическое исследование в группе своих воспитанников, 3-4 летних детей, с целью определения уровня знаний, умений и навыков по вопросам патриотического воспитания. Результаты показали, что знания у детей младшего возраста по данному вопросу только начинают формироваться, поэтому очень важно, чтобы в этот период рядом с детьми были педагог и родители, которые помогли бы им при усвоении новой информации и воспитании патриотических чувств, новых для ребёнка.

Считая данную проблему актуальной, я сформулировала тему своего опыта : «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

2. Условия формирования опыта

В ДОУ стало традицией каждый год проводить мероприятия, посвященные дню Победы. В дни празднования проводятся беседы с детьми и родителями, организуются экскурсии к памятным местам, готовятся утренники с участием детей и родителей. В группе есть уголок патриотического воспитания, где в свободном доступе находятся игры, детская литература о героях войны, памятниках культуры, альбомы, символика России и Мордовии, портреты первых лиц государства и Республики Мордовия. Постоянно пополняется библиотека методической литературы по патриотическому воспитанию дошкольников. Составлен перспективно-тематический план работы с детьми и родителями воспитанников. Подобраны стихи, иллюстрации о патриотизме российских людей. Несколько раз я выступала с сообщениями по вопросам патриотического воспитания детей дошкольного опыта из опыта своей работы. Все это позволило мне начать обобщать опыт по данной теме.

3. Теоретическая база опыта

1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»

2. О. В. Бурляева «Мы в Мордовии живем»

3. В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева. Программа «Детство»

4. Н. Г. Зеленова «Мы живем в России»

5. Н. Н. Леонова «Живая память России»

6. М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

7. Л. П. Ушакова «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 4-5 2001г

9. Журнал «Воспитатель ДОУ» №4 2014г.

4. Технология опыта

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, я опираюсь на следующие документы:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Методологической основой моего опыта являются положения :

- о самоценности дошкольного периода в развитии ребенка (А. В. Запорожец);

о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, А. Н. Лентьев).

В основу опыта положены принципы организации образовательного процесса:

• Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально - личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

• Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна.

• Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

• Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

• Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Целью моего опыта стало воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Намечены задачи деятельности:

-Подбор методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в группе.

• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

• Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изо. деятельность, художественное слово.

Воспитание патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.

• Создание развивающей среды в группе.

Воспитание патриотических чувств через самостоятельную проектную деятельность детей.

Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по следующим этапам:

1й этап - «подготовительный»

2й этап - «практические исследования»

3й этап - «итоговый»

Первый этап в моей работе стал - «подготовительным». В результате:

-Мною изучен опыт работы по формированию патриотических

основ у детей в практике дошкольного воспитания.

-Составлена картотека научно-методической литературы и оформлена подборка статей по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников»

-Проанализировано содержание патриотического воспитания в рамках программы, по которой работает наше дошкольное учреждение.

На втором этапе «практического исследования» я составила план, отражающий основные виды деятельности, используемые в работе : познавательную; речевую; творческую; продуктивную; игровую; работу с родителями.

Изучив учебную и методическую литературу по данной теме, я положила в основу своей работы программу «Мы живём в России» и региональный модуль «Мы в Мордовии живем».

Цель организации деятельности по данной теме – совместная деятельность воспитателя с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине.

В совместной деятельности широко использую дидактические, подвижные, настольные, сюжетно – ролевые, театрализованные игры с детьми, опираясь на основной вид детской деятельности – игру. В совместную деятельность включаю беседы о родном городе, городах России, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

В своей работе использую следующие формы работы с детьми : циклы ООД, где дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране.

Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, поэтому всегда продумываю форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Считаю очень важным, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.

Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. Дети моей группы очень любят играть в следующие дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная); «Составь флаг», «Составь герб»; Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия». Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители».

Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.

Беседой можно подвести детей к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка.

Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн.

Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.

Использование аудиоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.

В группе оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста был оборудован уголок, ориентированный на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголок патриотического воспитания, содержащий материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

В уголках изодеятельности выделено место для предметов декоративно – прикладного искусства. Здесь организуем выставки (например, «Предметы старины», «Защитники Отечества», «День Победы», «Русские народные праздники», «Как жили люди на Руси»).

В детском саду оформлены стенды: «Наш город Ковылкино» : стенд с фотографиями узнаваемых мест города, с названием их и исторической информационной справкой о городе Ковылкино. Стенд «Государственные символы России, Республики Мордовия, Ковылкинского муниципального района», где дети могут познакомиться с гербом, флагом, гимном, портретами Президента страны, Главы Республики Мордовия и Ковылкинского муниципального района.

Работа с родителями включает в себя совместные праздники по народному календарю, а также посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

5. Анализ результативности опыта

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики На основании диагностических данных выявилось: с высоким уровнем -57% детей, со средним –35% детей, с низким – 8%.

За последние года прослеживается положительная динамика:

- уровень патриотического воспитания детей по сравнению с началом 2014 года вырос на 5 %. Дети стали доброжелательными, исполнительными. Повысился интерес к родной культуре.

- уровень патриотического воспитания детей по сравнению с началом 2015 года вырос на 21%. Дети стали инициативны, организованны. Повысилась познавательная активность. Большинство детей дают правильную оценку собственным поступкам, поступкам товарищей. Проявляют интерес к истории, народным традициям, праздникам, чувство долга.

- наблюдается позитивное изменение уровня патриотического воспитания детей, по сравнению с началом 2015 года уровень вырос на 37%. У большинства детей сформирована любовь к Родине, сочувствие, сострадание, сопереживание, волевая культура. Дети дружелюбны, проявляют уважение к старшим.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы получим новое поколение людей, способных развивать будущее России.

6. Трудоемкость опыта

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста.

Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

7. Адресность опыта

Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.

Материал опыта можно использовать в процессе организации индивидуальных и групповых видов деятельности детей (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) в соответствии с ФГОС ДОО.

8. Наглядные приложения:

- Конспект занятия ООД в старшей группе «Мой город Ковылкино»;

- Консультация для родителей «Патриотизм прививаем с детства»;

- Перспективный план работы с родителями по «Патриотическому воспитанию»

- Консультация для воспитателей «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания»

- Цели, задачи, педагогические принципы комплекса программы «Наследие».

Публикации по теме:

Обобщение опыта по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СЛАЙД №1 Заставка - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Арутюнян. В. В. - я воспитатель МБДОУ Чебурашка ст. Гиагинской СЛАЙД №2 Мне.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Опыт работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитателя МКДОУ «Детский сад «Колосок» Муштаевой Светланы Григорьевны. Тема по самообразованию: «Нравственно – патриотическое воспитание.

Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста»Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста» Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста» Несомненна актуальность и просто.

Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» "Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста" Слайд 1,2. Уважаемые председатель и члены жюри, разрешите.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.

Представление педагогического опыта работы «Реализация национально — регионального компонента в детском саду» 1. Актуальность и перспективность опыта Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного.

Представление педагогического опыта работы на аттестацию. Первая категория Объяснительная записка Представления педагогического опыта работы. Слайд 1: Я, Толмачева Маргарита Александровна работаю в МБДОУ «Ермаковский.

Протокол педагогического совета №3 «Гражданско — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 200».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 15:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Шавшаева Наталья (УИ 787848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД