Елена Григорьевна Овчинникова
Представление педагогического опыта работы «Реализация национально — регионального компонента в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность и перспективность опыта
Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС ДО, на основании которого педагоги дошкольного образования должны разработать примерную образовательную программу дошкольного учреждения, состоящей из базовой части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Часть примерной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса должна включать в себя материалы, учитывающие специфику региона, в частности, Республики Мордовия. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно актуально встает этот вопрос в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культуры наследия начинается с изучения своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Представление педагогического опыта работы „Реализация национально — регионального компонента в детском саду“» размещена в разделах
Работа по реализации национально-регионального компонента с детьми дошкольного возраста предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.
Для достижения хороших результатов ставлю перед собой в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной следующие задачи:
-воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, город, село, где он родился и живёт;
-формировать бережное отношение к историческому наследию;
-воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
-развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
-формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.
2. Условия формирования опыта
Национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. На занятиях по аппликации и рисованию они украшают мордовскими орнаментами свои работы. Это вызывает у наших воспитанников заметный интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство. Внедрение национально-регионального компонента происходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. На праздниках звучат мокшанские песни, дети играют в мордовские подвижные игры. Такие фольклорные праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений в детском коллективе, уважение и любовь к мокшанскому народу, его обычаям и традициям
3. Теоретическая база опыта
Региональный модуль «Мы в Мордовии живем» О. В. Бурляева
Устно – поэтическое творчество мордовского народа. –Т. 8 Детский фольклор Э. Н. Таракина
Журнал «Якстерь тяштеня».
Хрестоматия к региональному модулю «Мы в Мордовии живем» Е. Н. Киркина.
«Сборник детям о Мордовии» О. В. Бурляева Е. Н. Киркина
«Учимся думать и говорить по – мокшански» Н. Б. Голенко
«Мордовское декоративно – прикладное искусство в ДОУ» О. В. Бурляева Е. Н. Киркина
4. Технология опыта
В своей педагогической практике я использую примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»
В учебно-воспитательной работе используются все жанры фольклора (сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, загадки, хороводы, заклички и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты мордовского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с загадками, поговорками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, очень понятен детям.
Для достижения положительных результатов по реализации инновационного опыта был разработан проект «Моя Родина – Мордовия». Данный проект предлагает более углубленного рассмотрения вопроса по приобщению детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры, традициям и искусству.
Реализация проекта рассчитана на 1 год и проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный. На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта.
2 этап – основной Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3этап – заключительный. Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами
5. Анализ результативности опыта
Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. На основании диагностических данных выявилось: с высоким уровнем -60% детей, со средним –35% детей, с низким – 5%
Ребята имеют достаточно широкие представления о культуре, традициях, (могут спеть традиционные мордовские песни, назвать сказки, читать стишки, потешки и т. д.). Дети достаточно часто используют мокшанские слова в самостоятельных играх. Результаты диагностики показали, что мои воспитанники с одинаковым уважением и интересом относятся к культуре, традициям обычаям разных народов. У них развито доброжелательное отношение к окружающим, способность сопереживать и сочувствовать другим людям. Дети знают, ценят и умеют сопоставлять культуры разных народов, выявлять их особенности и общие черты.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира.
6. Трудоемкость опыта
• изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
• создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
• разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
• использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.
7. Адресность опыта
Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.
8. Наглядные приложения: видео занятие с детьми подготовительной группы, «Национальное воспитание дошкольников» - консультация дл воспитателей