Получи документы

Представление педагогического опыта

Надежда Миняева
Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта

Воспитание основ музыкальной культуры и творчества в единстве всех её компонентов у детей дошкольного возраста.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Музыкальная культура обогащает духовный мир человека, раскрывает понятия красоты, гармонии, смысла жизни и ее нравственные ориентиры. В современном обществе ребенок находится под влиянием музыкального информационного потока, и границы его положительного и негативного воздействия не всегда определены.

Публикация «Представление педагогического опыта» размещена в разделах

Процесс формирования музыкальной культуры дошкольников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве.

В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - формирование музыкальной культуры человека.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность предполагает также наличие запросов, интересов, связанных с художественными многообразными произведениями, разными видами музыкальной практики. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность

Формирование музыкальной культуры предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.

Формирование музыкальной культуры не ограничивается лишь развитием отдельных способностей детей, оно предусматривает как комплексное развитие общей музыкальности, так и формирование личности ребенка в целом.

Для формирования музыкальной культуры ребенка необходима самая широкая питательная среда. В первую очередь существенно приобретение самого музыкального опыта, ведь встреча с музыкой - это всегда встреча с новыми чувствами, эмоциями, мыслями, рожденными жизнью. Вместе с тем ознакомление с другими видами искусства, с самой жизнью в ее разнообразных проявлениях обогащает эмоциональное и музыкальное переживание ребенка.

Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и действий. Это свидетельствует о той тесной связи, которая устанавливается между воспитанием, обучением и развитием.

В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и развиваются его способности на основе природных задатков; формируются интересы, склонности к музыке; возникает эмоциональная отзывчивость, стремление к активной творческой деятельности, оценочное отношение к музыкальным произведениям.

Музыкальные образы, во всей совокупности их мелодических, гармонических, ладовых средств, оказывают на ребенка, прежде всего эстетическое воздействие. Однако совершенно очевидно, что, учитывая их разностороннее влияние на организм ребенка, можно содействовать укреплению его нервной системы, вызвать радостные переживания и тем способствовать физическому развитию. Известно также, что предметом эстетических чувств, вызванных музыкой, могут быть различные явления жизни. Отсюда больше возможности формирования средствами музыки нравственного облика ребенка. В процессе музыкального восприятия ребенок делает первые обобщения, у него возникают сравнения, ассоциации.

Прекрасная музыка пробуждает в ребенке стремление к красоте, воспитывает в нем художника, делает его соучастником творческого процесса.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребёнок начинает осваивать «язык» музыки, её «речь» ещё до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка. Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительного эффекта в плане музыкально-творческого и общего развития детей, если использует гибкие методы и формы организации деятельности, если создаёт условия для самовыражения на основе прочувствования и положительной оценки произведений высокого искусства.

Программа музыкального развития детей интересна именно тем, что формирует основы музыкальной культуры. Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, сгруппированы по темам: «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», - раскрывающим содержание музыки, её связь с жизнью (принцип тематизма).

В каждой возрастной группе я стараюсь расположить темы так, чтобы они изучались на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений (концентрический принцип) – движение по спирали обеспечивает музыкальное и общее развитие.

Чтобы заинтересовать ребёнка музыкой, развивать его мышление, воображение я побуждаю его к сравнениям, высказываниям. Поэтому репертуар подбираю для каждой темы в контрастных сопоставлениях. Важно ребёнку не только слушать музыку, но и «проживать» её : выразительно двигаться под музыку, передавая её содержание и смену настроений; исполнить её в оркестре; воплощать в рисовании свои музыкальные впечатления. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы музыкальной культуры.

-Задачи:

-Формирование у детей начал высокого музыкального вкуса, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления музыкальных впечатлений.

-Определить сущность музыкальной культуры и значимость её формирования у дошкольников.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа педагога в целях повышения уровня музыкальной культуры воспитанников в области музыкального воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Моя работа по данному направлению строится на основе «Детства» : Программа развития и воспитания в детском саду» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и региональную программу «Мы в Мордовии живем». При этом успешно применяет в качестве парциальной программу «Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, "Музыкальные шедевры" О. П. Радыновой. Использование авторской технологии Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика» позволяет в полном объеме удовлетворять потребности дошкольников в движении, способствует развитию творческого потенциала личности. С целью подготовки к игре на музыкальных инструментах, развития чувства ритма эффективно применяет музыкально-ритмические упражнения по методике Тютюнниковой Т. Э. «Элементарное музицирование».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Ведущая педагогическая идея опыта – увлечь детей, заинтересовать их музыкой, научить любить и понимать её во всём богатстве форм и жанров, иначе говоря, воспитывать музыкальную культуру учащихся как часть всей их духовной жизни.

Целью педагогической деятельности является создание благоприятных условий для формирования и развития устойчивого интереса к музыкально-творческой деятельности дошкольников на занятиях музыки.

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

- формировать осознанное, эмоциональное отношение к музыке на основе её восприятия, пробуждения у дошкольников желания слушать и исполнять музыку;

- создать условия для усвоения ключевых и частных знаний, приобретения умений и навыков в процессе музыкально – творческой деятельности;

- развивать у детей творческое начало и творческое отношение к жизни в разных её проявлениях;

- формировать духовные потребности дошкольников.

В своей практике широко применяю метод проблемного воспитания и обучения, который предполагает самостоятельное решение детьми поставленных задач на основе имеющихся у них представлений, знаний, умений. Методы проблемного воспитания и обучения активизируют мыслительную деятельность, творческие проявления, самостоятельность.

Н. А. Ветлугина предложила классификацию методов эстетического воспитания и художественного обучения детей. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, она выделяет четыре педагогических метода, которые я эффективно использую :

— побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;

—убеждение в процессе формирования эстетического восприятия первоначальных проявлений вкуса;

— приучение, упражнение в практических действиях, направленные на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения;

— поисковые ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям.

Побуждение к сопереживанию, убеждение, приучение, упражнение в практических действиях осуществляю с помощью наглядности, слова и практических методов, которые могут содержать элементы проблемности.

В приведенной классификации методов эстетического воспитания и художественного обучения детей Н. А. Ветлугиной ярко прослеживается специфика воспитания и развития ребенка художественными средствами. В ней подчеркивается роль эмоций как основного механизма приобщения ребенка к эстетическим ценностям.

Предложенные О. П. Радыновой методы формирования основ музыкальной культуры детей — метод контрастных сопоставлений и методу уподоблений характеру музыки — также предполагают путь освоения детьми культурных ценностей от эмоциональной отзывчивости на ценности музыкальной культуры через внешне выраженную активность в процессе их освоения и присвоения, к творчеству.

Метод контрастных сопоставлений способствует активности эмоций, мышления и воображения, заостряет внимание детей, делает процесс восприятия музыки интересным, вносит элементы проблемности, побуждает ребенка к осознанию своих впечатлений, проявлениям само-стоятельности и творческой активности. Известный, древняя истина: «Все познается в сравнении» является эффективным методом формирования основ музыкальной культуры у дошкольников.

Вторым методом, способствующим формированию у ребенка эмоционально-осознанного восприятия, который я эффективно использую, является комплексный метод уподоблений характеру музыки, побуждающий ребенка к активности (прежде всего, двигательной, помогающей ему, следуя за развитием музыкального образа, выразить свое отношение, по-своему выразить те чувства и впечатления, которые вызывает музыка в каждый момент ее звучания.

Анализ результативности.

Итоги наблюдений и диагностики, осуществлённых в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы.

Дети стали намного активнее; Самостоятельно придумывают элементы танца, умеют фантазировать;

Дошкольники стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу;

Дети проявляют творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера, импровизируют в соответствующих ситуациях повседневной жизни.

Научились самостоятельно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять их в ритме польки, марша;

У ребят появилось желание самостоятельно придумывать игры и проводить их со сверстниками и малышами.

Дети творчески передают действия персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах.

У детей появился интерес к самостоятельному придумыванию импровизированных переплясов. Дошкольники с удовольствием импровизируют песни, передавая в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Известно, что дети наделены неординарными способностями, поэтому приобщение детей к сокровищницам музыкальной культуры требует вдумчивого подхода, поиска нетрадиционных решений.

Первые музыкальные впечатления многие дети получают в семье, однако зачастую они носят случайный характер. Вот почему музыкальный руководитель призван помочь родителям найти оптимальные пути формирования у ребенка основ музыкальной культуры.

Следует заметить, что эффективность процесса формирования и развития музыкальной культуры ребенка напрямую зависит от деятельности педагога, его музыкальной грамотности, вкуса, представления о красоте на основе накопленного опыта – насколько он осведомлен о музыкальных интересах детей и актуальных для ребенка музыкальных темах. Поэтому лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них, педагог может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкальной культуры ребенка и обогащать его музыкально-слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по воспитание основ музыкальной культуры и творчества дошкольников может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.

Все работы помещены на сайте детского сада и могут быть использованы в своей работе музыкальными руководителями.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию музыкальной культуры.

Литература.

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с. : ноты.

2. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.

3. Тельчарова Р. А. Музыка и культура. М. : Знание, 1986

4. О. П. Радынова, А. И. Катинене,М. Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников», М. : - Просвещение, Владос, 1994 г.

5. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. - М. : «Просвещение», 1967. - С. 99.

Публикации по теме:

«Электронное портфолио педагога, как форма представления педагогического опыта» В современное время, в условиях реализации ФГОС, высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Отсюда, создание.

Обобщения педагогического опыта Обобщение педагогического опыта Развитие двигательной активности младших дошкольников по средствам подвижной игры. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Ребенок.

Портфолио педагогического опыта Видео Портфолио педагогической деятельности Яушевой Раисы Васильевны, воспитателя МДОУ д/c №103 г. о. Саранск (общий стаж - 38 лет) сформировано.

Представление педагогического опыта по формированию у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности Предоставление педагогического опыта по формированию у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности Свою работу начала с.

Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Чужайкина Е. Ю., воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения городского округа.

Представление педагогического опыта «Формирование у младших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Я работаю над инновационным проектом «Формирование у младших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» с 2011 года. Детство это.

Представление педагогического опытаПредставление педагогического опыта При работе с детьми большое внимание уделяю физическому развитию, а именно, подвижной игре, как средству развития основных движений у детей.

Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Макушкиной Н. И., воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения городского округа.

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года-2016» Здравствуйте Уважаемые коллеги, сегодня хочу поделится с Вами моей презентацией для конкурса " Педагог года 2016" в номинации " Воспитатель.

Тема по самообразованию. Накопление собственного педагогического опыта Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в большинстве дошкольных организаций является труднореализуемой частью.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 21:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД