Елена Григорьевна Валенкова
Графомоторная стимуляция как один из ведущих методов коррекции моторной алалии (из опыта работы)
Графомоторная стимуляция, как один из ведущих методов коррекции моторной алалии.
(сообщение из опыта работы)
«Коррекция моторной алалии методом графомоторной стимуляции», эта методика белорусских логопедов Башинской Татьяны Владиславовны и Пятницы Татьяны Викторовны. Методика учитывает онтогенетический принцип коррекционной работы, поэтапно формирует компоненты языковой системы, использует работу кисти или руки при одновременном проговаривании необходимых звуков, слогов, слов.
Публикация «Графомоторная стимуляция как один из ведущих методов коррекции моторной алалии (из опыта работы)» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графических навыков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дети с моторной алалией при достаточной сохранности общих двигательных навыков испытывают значительные затруднения при одновременном выполнении движения и какой-либо голосовой реакции (например, крикнуть одновременно с хлопком). Также такие дети не могут выполнить последовательность из 2-3 и более движений. Авторы выдвигают предположение, что как раз целенаправленное формирование одновременности движения и возгласа может служить пусковым механизмом для всей дальнейшей коррекционной работы. Таким образом, основная идея данной методики состоит в следующем : необходимо максимально совместить момент резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линию) с моментом начала речи (голосовой реакцией).
Итак, двигательным аккомпанементом в данной методике стали движения кисти и руки, которые подчиняются языковому ритму. Прочувствовав возможность свободного непроизвольного произненсения звука в момент резкого движения, дети охотно совершенствуют свои речевые возможности, подбирают различные эмоциональные возгласы, подражая педагогу. Постепенно голосовая реакция преобразуется в слоги и короткие слова. Одновременно с совершенствованием речевых возможностей усложняются движения руки, переходя от активизации локтевого и плечевого суставов к мелкой моторике. И вот она, языковая иерархия: постепенная модификация естественной голосовой реакции в речевые звуки, слоги, слова ведёт к выстраиванию грамматически верной развёрнутой речи.
Предлагаемая методика разработана с учетом психодинамики детского возраста и предназначена для работы с детьми, страдающими моторной алалией, имеющими I уровень речевого развития, и детьми 2,5-3-летнего возраста с задержкой речевого развития и соответствует трем основным этапам коррекционной работы. (9 слайд) Методика представлена в виде 5 последовательных концентров, Поскольку для «неговорящего» ребенка все разнообразие речи выражается в одном или нескольких интонационно различающихся звуках, то, говоря о работе над звуком, слогом или словом, понимается не работа по исправлению звукопроизношения, а формирование способности выражать свои мысли посредством звука, слога, слова и т. д.
Структура методики включает в себя последовательные этапы работы.
Первый этап коррекционной работы
I. «Звук».
II. «Слог».
III. «Слово».
Второй этап коррекционной работы
IV. «Фраза».
V. «Связная речь».
Третий этап коррекционной работы
предназначен для закрепления полученных навыков на более высоком речевом уровне.
Задания, в зависимости от направления деятельности, объединены в блоки:
• выражение просьбы;
• координация речи с движением;
• пальчиковая гимнастика, рисование;
• звуковая гимнастика;
• артикуляционно-мимическая и дыхательная гимнастики;
• ориентировка в пространстве и во времени;
• самостоятельная речь.
Внутри каждого блока — задания и стихотворные тексты, расположенные по мере усложнения. Начинать рекомендуется с первого* задания и переходить к следующему после овладения представленным в задании материалом.
Каждый этап работы имеет следующее содержание.
Раздел «Звук» является основным, очень важным периодом в работе. Условием успешной коррекционной работы является овладение всеми предлагаемыми в первом разделе видами заданий. Задача первого раздела заключается в том, чтобы ребенок полностью доверился, «почувствовал» взрослого, который с ним занимается. Основное требование : выработать умение производить действие в момент голосовой реакции и произносить звук в момент действия.
Переходя к работе над «Слогом», используя умение произносить звук в момент действия, начинаем формировать слоговую структуру слова путем повтора одинаковых звуков и движений. Такой вид упражнений дает возможность удлинить и усилить речевой импульс без смысловой и моторной нагрузки. Начинаем обращать внимание ребенка на необходимость четкого произнесения звуков в слоге в течение нескольких повторов.
Работая над «Словом», знакомим детей с ритмическим исунком высказывания, рифмой, мелодикой языка. Повышаются требования к речи взрослого. Каждое высказывание произносится нараспев, утрируя интонацию; смысловые ударения и ударения в слове становятся ярче. Необходимо включить ребенка в общее со взрослым «пение». Необходимо вводить в речь ребенка новые, трудные на первый взгляд слова, так как они произносятся детьми лучше, чем знакомые, имеющие укрепившееся неправильное звуковое оформление.
Второй этап является наиболее важным в психологическом плане. Ребенок уже может выражать свои мысли в виде интонационно оформленного и полноценного по слоговому составу высказывания. Основная задача в работе над «Фразой» состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи. Усиливается роль семьи и персонала учреждения, которое посещает ребенок, в создании вокруг него, с одной стороны, атмосферы успеха, с другой стороны — проблемных ситуаций, побуждающих малыша к четкому правильному выражению своих желаний.
Отрабатывая «Связную речь», малыш закрепляет полученные ранее навыки, развивается понимание речи, развивается грамматический строй языка. Основная задача состоит в том, чтобы научить ребенка помогать себе в трудных речевых ситуациях мимикой, жестом, шагами, прыжками, хлопками и другими невербальными средствами.
Ребёнок, научившийся совмещать крупное движение руки с произнесением, может перейти к графическим упражнениям. Причём эти упражнения должны проводиться на вертикальной поверхности, лучше всего на обоях, прикреплённых к доске. Движения при таком рисовании отличаются пока ещё большей размашистостью, и такое рисование выглядит более физиологичным, так как не меняется расположение предметов в пространстве, ребенок, стоя, чувствует себя свободнее. Также разработаны упражнения в рисовании на влажном песке.
Рекомендуется заниматься 20-30 минут каждый день и брать по 1 упражнению из каждого блока. И повторять один и тот же комплекс изо дня в день, постепенно заменяя отработанные упражнения аналогичными (т. к. дети с моторной алалией плохо запоминают то, что уже делали, прежде, чем навык закрепится и образуется необходимая связь в коре головного мозга, ребёнок должен многократно повторить одно и то же задание)
Если следовать авторским рекомендациям, предполагается, что к концу пятого концентра речевое развитие ребенка будет соответствовать III уровню. Далее коррекция речи ведется аналогично работе с детьми с ОНР, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данная методика разработана специально для помощи детям с моторной алалией. Однако она с успехом может применяться для развития речи детей, не имеющих особенностей речевого развития, начиная с 2 лет.