Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть I

Ирина Репина
Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть I

часть 2

«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием Человека и Отчество, их Красоты и Величия!»

(В. А. Сухомлинский)

«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира»

(Всеобщая Декларация Прав

Человека ООН)

«Искусство – могучее средство исправления

людского несовершенства»

(Т. Драйзер)

«Задача искусства – волновать сердца»

(К. Бельвецский)

Русский педагог А. С.Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей.

Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная с духовно-нравственным воспитанием человека. Экономические и социальные изменения в современной России ставят людей в жёсткие условия выживаемости. Погоня за материальными ценностями, жажда наживы, заставляет людей не стесняться в выборе средств, а все духовное, накопленное веками, отходит на второй и третий план. Стараясь обеспечить семью, мы, порой, не замечаем, как уходит из нашей жизни Доброта, Порядочность, Сострадание, Милосердие, Красота. Увлеченные решением материальных вопросов, мы забываем о живом человеческом общении, особенно с детьми, так необходимом для их психического и физического благополучия. Поэтому дети превращаются в заложников компьютерных игр, телевизионных программ, которые часто отрицательно влияют на их нервную систему и психику. Дети становятся возбужденными, агрессивно настроенными, не испытывают интереса к такой области, как познание. Это проявляется и в нежелании слушать и читать русские народные сказки, в которых прослеживается победа Добра над Злом, осуждаются отрицательные качества героев, сказки, в которых содержится веками накопленная народная мудрость. Сознание детей заполонили монстры, вампиры, семейки Симпсонов, а также драки, кровь, чудовищная речь и дикий сленг, порой переходящие все грани приличий. Неслучайно выдающийся польский педагог Я.Корчак писал: «Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей, где можно найти представителей всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых».

Именно поэтому необходимо актуализировать проблему культурного и духовного обновления общества, один из путей которого лежит через художественно-эстетическое развитие ребенка. Ведь современные условия жизни, возрастающий поток информации со всего мира ставят человека перед необходимостью разбираться в исторических и культурных процессах.

Как подчеркивает Н. И. Киященко, «…у России нет шансов безболезненно и быстро войти в сообщество современных и культурных народов без воспитания и развития культурно-образованного и эстетически развитого человека, настоящего Патриота и Созидателя. Поэтому мы, педагоги, с большим воодушевлением восприняли задачи ФГОС,которые направлены на:

1) охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В моей многолетней работе всегда приоритетным направлением являлось духовно-нравственное и музыкально-эстетическое воспитания, формирование общей культуры, использование интеграции образовательных областей в проектной деятельности, как основу для гармоничного развития Личности Ребенка,таких как:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

5) физическое развитие.

Я рада, что мое Мировоззрение, мой Житейский и Педагогический Опыт моя точка зрения по поводу реформ в дошкольном воспитании, по многим позициям совпадает с ФГОС.

Моя практическая работа по приобщению детей к Искусству всегда строилась по принципу взаимосвязи информационных, действенно-мыслительных и преобразовательных компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно-потребностную сферу личности ребенка, потребностей в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний, представлений об искусстве и практической их реализации в художественно-творческой деятельности.

«Музыкальное воспитание – это не только не только воспитания музыканта, а прежде всего – Человека». Это высказывание В. Сухомлинского и стало моим профессиональным кредо. Как форму работы я выбрала музыкально-литературные встречи в гостиной, а серию разработанных и проведенных «Мастер-классов»,назвала так: «Напитаем Душу Красотой и Любовью».

Вот некоторые из них: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» (о творчестве А. С. Пушкина, «Гой ты, Русь, моя родная» (о творчестве Есенина, «Образ зимы в искусстве», «Осенние мотивы», «Весенние фантазии», «Дарите женщинам цветы», «Женские образы в искусстве», «Морские мотивы в искусстве», «Волшебные превращения бабочек», «С чего начинается Родина?», «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Образ Русской березы в искусстве», «От старины до наших дней романса звуки мне все ближе и милей», «Спасибо, Сердце, что ты умеешь так любить, «В гостях в Мастерской Художника», «Чудесная страна Лукоморье», «Посвящение в казачата», «Венок Кубани».

Каждая из этих музыкально-литературных встреч, несёт в себе не только информационную основу, но и колоссальное художественно-эстетическое обогащение и насыщение, причем, не только детей, но и взрослых, а также способствовало духовному очищению и психологическому комфорту. В своей работе я использую программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», Тарасовой «Синтез искусств, как развивающая среда», программу «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Гармония развития» Бурениной А. И., а также парциальные программы и методические технологии Е. А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития», Н. И. Зиминой «Музыкальные занятия в детском саду».

Еще одним важным направлением в художественно-эстетическом развитии детей считаю драматизацию и театрализацию сказок, с использованием сказкотерапии, арттерапии, музтерапии, которые осуществляю в творческом союзе с педагогом-психологом, преподавателем по изодеятельности и другими педагогами. Так,были поставлены сказки: «Золотая Птица», «Душа Сада», «Как красивые дела сердца исцеляют», «По-Щучьему велению на новый лад», «Сказка о Холодном и Горячем Сердце», «Подснежник и Фиалка», «Бал Цветов», «На балу у Золушки», «Волшебный Цветок», «У природы нет плохой погоды», «Как Ежик маму поздравлял» и другие.

Считаю, что именно сказка, обыгрывание сказочных образов, позволяет осуществлять бережное, деликатное, ненавязчивое, трепетное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого ребенка. Кроме того, способствует его эмоционально-нравственному, духовному обогащению, его познавательно-речевому и социально-коммуникативному развитию, что, без сомнения, соответствует ФГОС.

Последние годы меня очень заинтересовала инновационная, интегративная проектная деятельность, как форма Сотворчества команды энтузиастов и единомышленников, настоящих Мастеров Своего Дела.

Сотрудничество – это совместная деятельность группы участников ради достижения одной, конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным и приемлемым для себя способом, учитывая свою специализацию и личностные особенности, одновременно считаясь с интересами партнеров и обладающим социальной компетентностью.

Публикации по теме:

«Наша Родина Россия». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Автор: Корси С. М. –воспитатель 1 категории. «Патриотизм, соединенный с интересом и.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть I
Опубликовано: 8 января 2015 в 18:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 ноября. Всемирный день домашних питомцев

Кошку человек приручил для того, чтобы она ловила мышей. Собаку – чтобы она охраняла дом и двор, помогала пасти скот и охотиться. Сейчас наши питомцы живут с нами «просто так», без выполнения «служебных...

29 ноября. День матери

День Матери – праздник международный, но отмечается он в разных странах в разные даты. У нас России праздник День матери, официально учреждённый в 1998 году, приходится на последнее ноябрьское...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мамочка милая — мама моя»
Автор: Шелехина Нина Сергеевна Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мамочка милая – мама моя» Цель: Закреплять и расширять...
Фотоочерк «Ледостав на реке Уса»
Ледостав на реке Уса. Ледостав – это процесс образования льда на водоеме, а также период, в течение которого этот ледяной покров не тает. Наш город...
Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет
У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, что связано с развитием физических качеств ( выносливость,...