Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть I

Ирина Репина
Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть I

часть 2

«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием Человека и Отчество, их Красоты и Величия!»

(В. А. Сухомлинский)

«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира»

(Всеобщая Декларация Прав

Человека ООН)

«Искусство – могучее средство исправления

людского несовершенства»

(Т. Драйзер)

«Задача искусства – волновать сердца»

(К. Бельвецский)

Русский педагог А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей.

Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная с духовно-нравственным воспитанием человека. Экономические и социальные изменения в современной России ставят людей в жёсткие условия выживаемости. Погоня за материальными ценностями, жажда наживы, заставляет людей не стесняться в выборе средств, а все духовное, накопленное веками, отходит на второй и третий план. Стараясь обеспечить семью, мы, порой, не замечаем, как уходит из нашей жизни Доброта, Порядочность, Сострадание, Милосердие, Красота. Увлеченные решением материальных вопросов, мы забываем о живом человеческом общении, особенно с детьми, так необходимом для их психического и физического благополучия. Поэтому дети превращаются в заложников компьютерных игр, телевизионных программ, которые часто отрицательно влияют на их нервную систему и психику. Дети становятся возбужденными, агрессивно настроенными, не испытывают интереса к такой области, как познание. Это проявляется и в нежелании слушать и читать русские народные сказки, в которых прослеживается победа Добра над Злом, осуждаются отрицательные качества героев, сказки, в которых содержится веками накопленная народная мудрость. Сознание детей заполонили монстры, вампиры, семейки Симпсонов, а также драки, кровь, чудовищная речь и дикий сленг, порой переходящие все грани приличий. Неслучайно выдающийся польский педагог Я. Корчак писал: «Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей, где можно найти представителей всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых».

Именно поэтому необходимо актуализировать проблему культурного и духовного обновления общества, один из путей которого лежит через художественно-эстетическое развитие ребенка. Ведь современные условия жизни, возрастающий поток информации со всего мира ставят человека перед необходимостью разбираться в исторических и культурных процессах.

Как подчеркивает Н. И. Киященко, «…у России нет шансов безболезненно и быстро войти в сообщество современных и культурных народов без воспитания и развития культурно-образованного и эстетически развитого человека, настоящего Патриота и Созидателя. Поэтому мы, педагоги, с большим воодушевлением восприняли задачи ФГОС, которые направлены на:

1) охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В моей многолетней работе всегда приоритетным направлением являлось духовно-нравственное и музыкально-эстетическое воспитания, формирование общей культуры, использование интеграции образовательных областей в проектной деятельности, как основу для гармоничного развития Личности Ребенка, таких как:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

5) физическое развитие.

Я рада, что мое Мировоззрение, мой Житейский и Педагогический Опыт моя точка зрения по поводу реформ в дошкольном воспитании, по многим позициям совпадает с ФГОС.

Моя практическая работа по приобщению детей к Искусству всегда строилась по принципу взаимосвязи информационных, действенно-мыслительных и преобразовательных компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно-потребностную сферу личности ребенка, потребностей в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний, представлений об искусстве и практической их реализации в художественно-творческой деятельности.

«Музыкальное воспитание – это не только не только воспитания музыканта, а прежде всего – Человека». Это высказывание В. Сухомлинского и стало моим профессиональным кредо. Как форму работы я выбрала музыкально-литературные встречи в гостиной, а серию разработанных и проведенных «Мастер-классов», назвала так: «Напитаем Душу Красотой и Любовью».

Вот некоторые из них: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» (о творчестве А. С. Пушкина, «Гой ты, Русь, моя родная» (о творчестве Есенина, «Образ зимы в искусстве», «Осенние мотивы», «Весенние фантазии», «Дарите женщинам цветы», «Женские образы в искусстве», «Морские мотивы в искусстве», «Волшебные превращения бабочек», «С чего начинается Родина?», «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Образ Русской березы в искусстве», «От старины до наших дней романса звуки мне все ближе и милей», «Спасибо, Сердце, что ты умеешь так любить, «В гостях в Мастерской Художника», «Чудесная страна Лукоморье», «Посвящение в казачата», «Венок Кубани».

Каждая из этих музыкально-литературных встреч, несёт в себе не только информационную основу, но и колоссальное художественно-эстетическое обогащение и насыщение, причем, не только детей, но и взрослых, а также способствовало духовному очищению и психологическому комфорту. В своей работе я использую программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», Тарасовой «Синтез искусств, как развивающая среда», программу «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Гармония развития» Бурениной А. И., а также парциальные программы и методические технологии Е. А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития», Н. И. Зиминой «Музыкальные занятия в детском саду».

Еще одним важным направлением в художественно-эстетическом развитии детей считаю драматизацию и театрализацию сказок, с использованием сказкотерапии, арттерапии, музтерапии, которые осуществляю в творческом союзе с педагогом-психологом, преподавателем по изодеятельности и другими педагогами. Так, были поставлены сказки: «Золотая Птица», «Душа Сада», «Как красивые дела сердца исцеляют», «По-Щучьему велению на новый лад», «Сказка о Холодном и Горячем Сердце», «Подснежник и Фиалка», «Бал Цветов», «На балу у Золушки», «Волшебный Цветок», «У природы нет плохой погоды», «Как Ежик маму поздравлял» и другие.

Считаю, что именно сказка, обыгрывание сказочных образов, позволяет осуществлять бережное, деликатное, ненавязчивое, трепетное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого ребенка. Кроме того, способствует его эмоционально-нравственному, духовному обогащению, его познавательно-речевому и социально-коммуникативному развитию, что, без сомнения, соответствует ФГОС.

Последние годы меня очень заинтересовала инновационная, интегративная проектная деятельность, как форма Сотворчества команды энтузиастов и единомышленников, настоящих Мастеров Своего Дела.

Сотрудничество – это совместная деятельность группы участников ради достижения одной, конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным и приемлемым для себя способом, учитывая свою специализацию и личностные особенности, одновременно считаясь с интересами партнеров и обладающим социальной компетентностью.

Публикации по теме:

«Наша Родина Россия». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Автор: Корси С. М. –воспитатель 1 категории. «Патриотизм, соединенный с интересом и.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть I
Опубликовано: 8 января 2015 в 18:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...