Папки-передвижки

Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть II

Ирина Репина
Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть II
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть

часть 1

Социальная компетентность – интегральное качество личности, позволяющая, с одной стороны, осознавать свою уникальность, быть способным к саморазвитию, а с другой – осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из поставленных общих целей и задач, и просто на основе общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.

Публикация «Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы), Часть II» размещена в разделах

Так были созданы, реализованы, внедрены и распространены два авторских, познавательно-творческих, проекта: «Цветок Толерантности» (по воспитанию толерантности у детей) и «Напитаем Душу Красотой и Любовью» (по приобщению детей к истокам русской культуры, к основам православия и любви к Родине).

Результаты позволяют говорить о перспективности такой формы работы педагогов в формировании художественно-эстетических предпочтений, этических ориентиров, эстетического вкуса у детей, как в жизни, так и в искусстве, что, несомненно, соответствует ФГОС.

А. П. Чехов сказал: «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют».

Г. Ибсен писал: «Чтобы иметь основания для творчества, нужно чтобы сама жизнь ваша была содержательна». И это действительно так. Практикой доказано, что любой вид творчества не просто развлечение и приятное времяпровождение – это мощный инструмент интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития Личности ребенка.

Считаю, что «Мастер-классы» - это самая оптимальная, интерактивная форма работы и распространения передового опыта, а его активное обсуждение, творческое решение возникающих проблем, является обогащением педагогического опыта. Так были проведены занятия: «Колокола России», «Русские Богатыри», «Пасхальная встреча».

Несколько слов хочется добавить о разработке последнего авторского проекта «Напитаем Душу Красотой и Любовью». Целью проекта является развитее нравственных чувств, в том числе и Патриотизма. Патриотизм, как и все нравственные чувства, зарождаются в дошкольном возрасте и, если не посеять эти семена своевременно, то и не сформируются и не вырастут в Душе ребенка такие высокие и святые чувства, как Любовь к Родине, СОСТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Патриотизм начинается с любви к родному дому, к своей семье, к окружающим.

Эта проблема актуальна для всех звеньев единой системы образования – в соответствии с ФГОС. На это обращают ряд таких документов: «Закон РФ об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы к условиям ее реализации». Об этом говорил и президент В. В. Путин в своей поздравительной речи к празднику Пасхи, а также подчеркивал ее актуальность в своих ответах на вопросы трудящихся по телефонам «горячей линии». Солидарен с этой позицией и ФГОС.

На мой взгляд, ознакомление с традициями, культурой русского народа и народов мира – это неиссякаемый Источник Познания и Развития. И, чем раньше этот мир станет ближе и понятней ребенку, тем вероятнее, что у него сформируется потребность пополнять свои знания, уважать культуру, обычаи своего и других народов, что, несомненно, будет являться фактором его становления, развитию его толерантности, поможет стать настоящим Гражданином своей страны. В решении этих задач, для получения разноаспектных впечатлений, на занятиях мы используем технологию «погружения в культурно – историческую среду». Это и ознакомление с видами искусства, фольклором, народными промыслами и народным творчеством, а также использование ИКТ во всех ее разнообразиях.

Наши проектные занятия строились на взаимосвязи информационных, действенно-мыслительных и преобразовательных компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно-потребностную сферу личности детей, потребности в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний, представлении об искусстве и практической их реализации в художественной, творческой деятельности.

Каждое занятие несёт информационную основу, тем самым, способствуя реализации образовательных задач. Цель информационного компонента состояла в формирование первоначальных знаний и представлений о русской культуре и ее особенностях. Мы исходили из точки зрения педагогов и психологов о том, что чем больше у ребенка первоначальных представлений и опыта, тем больше возможностей для проявления и реализации его творческого потенциала (Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, В. И. Логинова, М. Н. Скаткин).

Цель действенно – мыслительного компонента состояла в формировании умения детей планировать и организовывать свою творческую деятельность, воспринимать информацию, уметь оценивать и осмысливать результат своих действий.

Чтобы выделить изобразительную задачу, мы продумывали что? дети должны освоить. Следующий вопрос как? должны выполнить работу, какие? им потребуются умения и навыки.

Развивающие задачи предусматривали развитее образного мышления, воображения, а также личностных качеств: волю, самостоятельность, творческая активность.

Воспитательная задача содержала ответ на вопрос: что мы хотим воспитать? в детях посредством искусства.

В качестве основ выступал эмоциональных компонент, который не только входил в структуру каждого занятия, но и являлся условием их построения, обеспечивая эмоциональное благополучие, выраженное в удовлетворении потребности в деятельности, общении, информации, а также во внутренней защищенности, выборе различных форм активности и самостоятельности детей. Ориентирующая, корректирующая, регулирующая, активизирующая функция эмоционального компонента доминировали в каждой теме занятия и обуславливали успешность реализации программных задач проекта.

Творческая работа по проекту требует создания определённой пространственно-развивающей среды, достаточного оснащения, глубокого методического анализа, накопления музыкально-литературного материала.

Занятия были обеспечены достаточным наличием видеоряда: фотографии, репродукции, иллюстрации, слайды, видеоклипы, для того чтобы, наглядно-действенным приемом активизировать и расширить визуальные представления детей, что в сочетании с прекрасной музыкой, воздействуя на эмоциональную сферу детей, дает колоссальный эффект.

В ходе заключительной части занятия педагог решает одновременно несколько задач:

1) отметить индивидуальный подход ребенка к решению общей для всех творческой задачи.

2) повторить, проговорить, обсудить те учебные задачи, понятия, представления, навыки, знания, которые были получены на занятии.

3) оптимизировать художественно-творческое развитие детей в направлении поиска путей возможного улучшения качества последующих продуктов детского творчества.

4) поощрить ребенка, давая ему педагогический аванс, оценивая его усилия именно на этом конкретном занятии, что создает ситуацию успеха, мотивирующую к дальнейшей деятельности.

5) Наполнить эмоционально-чувственную сферу деятельности ребенка, поощрять к формированию умения делиться своими мыслями, чувствами и позитивными переживаниями, радостью вдохновения и творчества, повысить самооценку.

Следует отметить заинтересованное отношение родителей к теме нашего проекта, которое послужило мотивом для проведения с ними нескольких мастер классов и консультаций на родительских собраниях. Это содружество помогло не только в создании выставок, но и вовлечь их в интеллектуальное и художественно-творческое общение.

Писатель Б. Васильев в своей книге «Век необычайный» так отвечает на вопрос: с чего начинается Родина? «Она начинается с истории своей семьи». Именно поэтому так важно сотрудничество с родителями и детьми. В результате и дети, и родители стали больше интересоваться не только русской народной культурой, но и культурой других народов, их национальными особенностями, что, несомненно, способствует воспитанию Толерантности у детей с малых лет. Дети стали более отзывчивыми, более наблюдательными, более усидчивыми. Разнообразие накопленного в процессе материала, способствует рождению новых творческий идей у педагогов, развивает их фантазию, повышает самооценку.

Что я планирую делать дальше? продолжать проектную деятельность в сотворчестве инициативной группой педагогов, включать родителей и детей в активный творческий, образовательный процесс.

Можно ли сделать лучше? несомненно, ведь нет предела совершенству.

Профессионал всегда задает себе подобные вопросы, а, отвечая на них, совершенствует свое Мастерство!

Публикации по теме:

Роль педагога в формировании социально-личностной компетенции дошкольника .

Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть II
Опубликовано: 8 января 2015 в 18:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть II» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Репина (УИ 217884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД