Лучший педагог года

Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть II

Ирина Репина
Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть II

Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть

часть 1

Социальная компетентность – интегральное качество личности, позволяющая, с одной стороны, осознавать свою уникальность, быть способным к саморазвитию, а с другой – осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из поставленных общих целей и задач, и просто на основе общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.

Публикация «Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы), Часть II» размещена в разделах

Так были созданы, реализованы, внедрены и распространены два авторских, познавательно-творческих, проекта: «Цветок Толерантности» (по воспитанию толерантности у детей) и «Напитаем Душу Красотой и Любовью» (по приобщению детей к истокам русской культуры, к основам православия и любви к Родине).

Результаты позволяют говорить о перспективности такой формы работы педагогов в формировании художественно-эстетических предпочтений, этических ориентиров, эстетического вкуса у детей, как в жизни, так и в искусстве, что, несомненно, соответствует ФГОС.

А. П. Чехов сказал: «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют».

Г. Ибсен писал: «Чтобы иметь основания для творчества, нужно чтобы сама жизнь ваша была содержательна». И это действительно так. Практикой доказано, что любой вид творчества не просто развлечение и приятное времяпровождение – это мощный инструмент интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития Личности ребенка.

Считаю, что «Мастер-классы» - это самая оптимальная, интерактивная форма работы и распространения передового опыта, а его активное обсуждение, творческое решение возникающих проблем, является обогащением педагогического опыта. Так были проведены занятия: «Колокола России», «Русские Богатыри», «Пасхальная встреча».

Несколько слов хочется добавить о разработке последнего авторского проекта «Напитаем Душу Красотой и Любовью». Целью проекта является развитее нравственных чувств, в том числе и Патриотизма. Патриотизм, как и все нравственные чувства, зарождаются в дошкольном возрасте и, если не посеять эти семена своевременно, то и не сформируются и не вырастут в Душе ребенка такие высокие и святые чувства, как Любовь к Родине, СОСТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Патриотизм начинается с любви к родному дому, к своей семье, к окружающим.

Эта проблема актуальна для всех звеньев единой системы образования – в соответствии с ФГОС. На это обращают ряд таких документов: «Закон РФ об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы к условиям ее реализации». Об этом говорил и президент В. В. Путин в своей поздравительной речи к празднику Пасхи, а также подчеркивал ее актуальность в своих ответах на вопросы трудящихся по телефонам «горячей линии». Солидарен с этой позицией и ФГОС.

На мой взгляд, ознакомление с традициями, культурой русского народа и народов мира – это неиссякаемый Источник Познания и Развития. И, чем раньше этот мир станет ближе и понятней ребенку, тем вероятнее, что у него сформируется потребность пополнять свои знания, уважать культуру, обычаи своего и других народов, что, несомненно, будет являться фактором его становления, развитию его толерантности, поможет стать настоящим Гражданином своей страны. В решении этих задач, для получения разноаспектных впечатлений, на занятиях мы используем технологию «погружения в культурно – историческую среду». Это и ознакомление с видами искусства, фольклором, народными промыслами и народным творчеством, а также использование ИКТ во всех ее разнообразиях.

Наши проектные занятия строились на взаимосвязи информационных, действенно-мыслительных и преобразовательных компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно-потребностную сферу личности детей, потребности в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний, представлении об искусстве и практической их реализации в художественной, творческой деятельности.

Каждое занятие несёт информационную основу, тем самым, способствуя реализации образовательных задач. Цель информационного компонента состояла в формирование первоначальных знаний и представлений о русской культуре и ее особенностях. Мы исходили из точки зрения педагогов и психологов о том, что чем больше у ребенка первоначальных представлений и опыта, тем больше возможностей для проявления и реализации его творческого потенциала (Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, В. И. Логинова, М. Н. Скаткин).

Цель действенно – мыслительного компонента состояла в формировании умения детей планировать и организовывать свою творческую деятельность, воспринимать информацию, уметь оценивать и осмысливать результат своих действий.

Чтобы выделить изобразительную задачу, мы продумывали что? дети должны освоить. Следующий вопрос как? должны выполнить работу, какие? им потребуются умения и навыки.

Развивающие задачи предусматривали развитее образного мышления, воображения, а также личностных качеств: волю, самостоятельность, творческая активность.

Воспитательная задача содержала ответ на вопрос: что мы хотим воспитать? в детях посредством искусства.

В качестве основ выступал эмоциональных компонент, который не только входил в структуру каждого занятия, но и являлся условием их построения, обеспечивая эмоциональное благополучие, выраженное в удовлетворении потребности в деятельности, общении, информации, а также во внутренней защищенности, выборе различных форм активности и самостоятельности детей. Ориентирующая, корректирующая, регулирующая, активизирующая функция эмоционального компонента доминировали в каждой теме занятия и обуславливали успешность реализации программных задач проекта.

Творческая работа по проекту требует создания определённой пространственно-развивающей среды, достаточного оснащения, глубокого методического анализа, накопления музыкально-литературного материала.

Занятия были обеспечены достаточным наличием видеоряда: фотографии, репродукции, иллюстрации, слайды, видеоклипы, для того чтобы, наглядно-действенным приемом активизировать и расширить визуальные представления детей, что в сочетании с прекрасной музыкой, воздействуя на эмоциональную сферу детей, дает колоссальный эффект.

В ходе заключительной части занятия педагог решает одновременно несколько задач:

1) отметить индивидуальный подход ребенка к решению общей для всех творческой задачи.

2) повторить, проговорить, обсудить те учебные задачи, понятия, представления, навыки, знания, которые были получены на занятии.

3) оптимизировать художественно-творческое развитие детей в направлении поиска путей возможного улучшения качества последующих продуктов детского творчества.

4) поощрить ребенка, давая ему педагогический аванс, оценивая его усилия именно на этом конкретном занятии, что создает ситуацию успеха, мотивирующую к дальнейшей деятельности.

5) Наполнить эмоционально-чувственную сферу деятельности ребенка, поощрять к формированию умения делиться своими мыслями, чувствами и позитивными переживаниями, радостью вдохновения и творчества, повысить самооценку.

Следует отметить заинтересованное отношение родителей к теме нашего проекта, которое послужило мотивом для проведения с ними нескольких мастер классов и консультаций на родительских собраниях. Это содружество помогло не только в создании выставок, но и вовлечь их в интеллектуальное и художественно-творческое общение.

Писатель Б. Васильев в своей книге «Век необычайный» так отвечает на вопрос: с чего начинается Родина? «Она начинается с истории своей семьи». Именно поэтому так важно сотрудничество с родителями и детьми. В результате и дети, и родители стали больше интересоваться не только русской народной культурой, но и культурой других народов, их национальными особенностями, что, несомненно, способствует воспитанию Толерантности у детей с малых лет. Дети стали более отзывчивыми, более наблюдательными, более усидчивыми. Разнообразие накопленного в процессе материала, способствует рождению новых творческий идей у педагогов, развивает их фантазию, повышает самооценку.

Что я планирую делать дальше? продолжать проектную деятельность в сотворчестве инициативной группой педагогов, включать родителей и детей в активный творческий, образовательный процесс.

Можно ли сделать лучше? несомненно, ведь нет предела совершенству.

Профессионал всегда задает себе подобные вопросы, а, отвечая на них, совершенствует свое Мастерство!

Публикации по теме:

Роль педагога в формировании социально-личностной компетенции дошкольника .

Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС (из опыта работы). Часть II
Опубликовано: 8 января 2015 в 18:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД