Елена Лыжина
Современный подход к проблеме сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы воспитателя с семьей в разных возрастных группах.
Работа воспитателей в разных возрастных группах направлена на то, чтобы совместно с родителями решать конкретные задачи воспитания детей определенного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.
Публикация «Современный подход к проблеме сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи» размещена в разделах
Родителей, дети которых впервые приходят в детский сад, естественно, волнует вопрос о том, как их ребенок будет привыкать к новым условиям, сверстникам; особенно они интересуются тем, как нужно воспитывать ребенка в семье, чтобы он быстрее приобщился к жизни в коллективе сверстников. Чтобы адаптация детей проходила безболезненно, в современных дошкольных образовательных учреждениях вводится такая форма взаимодействия с семьей, как группа кратковременного пребывания детей. В течение года малыши приходят в детский сад с мамами. Родители имеют возможность видеть жизнь ребенка в коллективе, учатся вместе с детьми рисовать, лепить, играть, петь.
При посещении таких семей воспитатель разговаривает не только со взрослыми, но и с ребенком, играет с ним. Все это помогает установить с малышами доверительные отношения, расположить их к себе. Вместе с тем посещение семьи дает воспитателям не только общее представление об условиях жизни ребенка, но разнообразный материал для последующей работы с родителями.
В ходе беседы воспитатели рассказывают родителям о режиме дня в детском саду, о правилах, которым ребенку нужно следовать с первых дней пребывания в детском саду (знать определенное место для одевания и раздевания; есть только из своей тарелки, есть все, что подадут, и по возможности самостоятельно; не мешать другим во время еды, сна, самому спать днем; делать все, что говорит воспитатель, и т. д., если педагоги обнаруживают явные ошибки в воспитании (нарушение режима дня, перегревание и т. п., то они сразу дают советы родителям.
Воспитатели детей четвертого года жизни продолжают работу с родителями своих воспитанников. Если дети посещали первую младшую группу, то педагоги в основном уже знают родителей, особенности воспитания малышей в их семьях. Поэтому в начале года они собирают дополнительные сведения о детях: что изменилось в их поведении, чем они занимаются дома, во что играют и пр.
Педагоги, опираясь на программу, знакомят отцов и матерей с задачами воспитания и обучения в детском саду, рассказывают, какими методами и в каких формах они должны решаться, обращают внимание родителей на то новое (по сравнению с предыдущими группами, что вносится в воспитательно-образовательную работу с детьми.
Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризам и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку, поэтому задача воспитателя- помочь родителям правильно решить задачу интеллектуального развития детей в соответствии с их возрастными особенностями без ущерба для общего развития.
В работе воспитателей разных возрастных групп с родителями нельзя ограничиваться мероприятиями информационного характера: лекциями и докладами на родительских собраниях. Следует чаще организовывать консультации, семинары-практикумы, для того чтобы обучать родителей правильно организовывать деятельность детей дома. Проводятся такие занятия с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определенными педагогическими знаниями и умениями. Для практических занятий также подбирается материал, соответствующий определенной возрастной группе.
При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей.
В календарном плане воспитатели фиксируют основные формы педагогических контактов с родителями и другими членами семьи : беседы, посещение семьи, проведение консультаций, групповых собраний, участие в подготовке к общим собраниям детского сада, выставкам, конкурсам и др. Проведенная работа учитывается. В дневнике ведется также учет разнообразных поручений, заданий, которые даются детям для выполнения дома под руководством старших членов семьи.