Елена Зайцева
Эссе «Моё профессиональное кредо»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
«Моё профессиональное кредо»
Зайцева Елена Васильевна
Есть люди, испытывающие гордость от
своей способности делать что-либо
лучше других, а есть люди, испытывающие
удовольствие от своей способности научить
других делать что-либо так же хорошо
или даже лучше, чем они сами.
Э. Севрус
Читая перефразированное изречение известного поэта, поневоле начинаешь задумываться о том, кто такой воспитатель? Каким он должен быть? Каково его назначение в мире людей?
Публикация «Эссе „Моё профессиональное кредо“» размещена в разделах
Педагог, воспитатель - одна из самых древних и мудрых профессий. Зародилась она вместе с человеком, так как люди с незапамятных времен передавали свой жизненный опыт из поколения в поколение, от отца к сыну, и каждый человек мог почувствовать себя воспитателем, наставником потому, что делился с потомками своими знаниями.
Так все - таки, кто же он - воспитатель? Не тот - великий и недоступный, а тот, который всегда рядом, может быть, живущий по соседству.
Задумываясь над этим вопросом, я вспоминаю, почему я стала воспитателем? Когда я училась в школе к нам приходила заведующая детским садом Фомина Александра Романовна и с огнем в глазах, с замирающим сердцем рассказывала нам о профессии воспитателя. О том, какое это счастье работать с детьми, любить и понимать детей, и какое это счастье когда дети любят тебя. И вот я выбрала профессию воспитателя, и уже двадцать пять лет работаю с детьми. И за всё это время ни разу не пожалела об этом! Я не работаю, а живу работой! Я люблю свою профессию, и пусть многие считают её не благодарной: не сразу виден результат стараний, низкооплачиваемая.
Начиная свой, не побоюсь сказать, творческий путь мне казалось, что у меня всё легко и удачно сложится. Дети меня полюбят сразу - я весёлая, им со мной будет интересно - я умею рассказывать сказки; я смогу их увлечь всем тем, чем сама люблю заниматься. Но, оказывается этого мало, надо уметь повести детский коллектив.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем и среди них на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка».
Любить детей такими, какими они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела, как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
Необходимо быть оптимистом, верить в преобразующую силу воспитания. Педагог должен глубоко вникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и найти пути воспитания, обучения и развития.
Воспитателю должно быть присуще все лучшее в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Следуя советам великого педагога, я постепенно училась владеть детским коллективом, старалась быть всегда вместе с детьми, быть рядом с ними, а не над ними. И наивысшей наградой за свои старания является признание детей, когда в течение дня слышишь от них: «Я тебя люблю!»
И за эти признания хочется ещё больше придумывать, сочинять и экспериментировать, отдавать все физические и моральные силы, быть и артистом, и зрителем, и партнёром в игре.
Я воспитываю детей в тесном контакте с родителями, так как я считаю родителей главными воспитателями, а себя их помощником. Поэтому всячески стараюсь оказывать им помощь в вопросах воспитания: подсказываю пути воспитания здоровой, гармонически развитой личности. Совместно с родителями стремлюсь посеять в детских душах доброту, которая им в дальнейшем поможет жить в мире непредсказуемых событий.
Мир, в котором мы живем, становится все жестче. Каким он будет на закате 21 века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Об этом я задумываюсь уже сейчас, ведь будущее закладывается сегодня. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы; обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске; устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки; народные игры, в которые дети очень любят играть.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…», именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, его глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Работу по приобщению детей к истокам народной культуры веду в тесном контакте с Историко-Краеведческим музеем родного села Дубовый Умёт. Эта работа даёт эффективный результат в формировании духовно-нравственных качеств и развитии творческих способностей детей. Свою работу считаю актуальной, так как приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.