Юлия Слаутина
Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка.
Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего
мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты,
наслаждаются этой красотой.
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и, чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, взрослые, незаметно для него, развивают воображение и способности.
Публикация «Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Все дети способны. Они рисуют, лепят, конструируют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунке они, как бы, закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. «Эти качества пригодятся ему в любой деятельности», - писал В. В. Курчевский в своей книге «А что там за окном?»
Слайд 3
Рисование для детей – радостный, творческий труд.
Счастье творчества, радость творчества становятся детям много доступнее, когда они учатся рисовать, когда они знают, что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.
Свобода ни в коем случае не есть анархия. Предоставить свободу развития ребёнку – это значит, прежде всего, дать ему знания о рисовании, о художниках, освободить от сомнений в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы. Наибольшее количество самых интересных рисунков принадлежит детям до 6-7 лет. В этом возрасте дети компенсируют недостаточность знаний о жизни мощной интуицией. Она помогает выполнить смелые и неожиданные замыслы.
Дети не изображают реальный мир, а воссоздают на бумаге свой собственный, подобно тому, как они создают какую-то свою реальность в играх. Именно поэтому сила детских рисунков в их лаконичности, сосредоточенности и концентрации мыслей.
Если из ребёнка не вырастет художник, то в нём мы должны надеяться, непременно разовьётся человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать всё, что происходит вокруг него и обострённо реагировать на жизнь.
Слайд 4
Взгляды зарубежных и русских педагогов на обучение детей рисованию.
Очень часто возникает вопрос – нужно ли вообще учить детей рисовать, а особенно тех, которые сами хорошо рисуют? Нужно ли взрослым руководить детским творчеством?
Нет! Считали А. В. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что основой художественного воспитания должна быть система, освобождающая творческие силы ребёнка, а не система накопления знаний и навыков, необходимо исходить из внутренних потребностей ребёнка, а не из требований окружающей обстановки, нужно предоставить полную свободу детскому воображению, детской художественной воле.
Да! Утверждали первые исследователи детского рисунка К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также Коррадо Риччи (Италия) и Либерти Тедд (США, которые подчёркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне.
Дискуссия на эту тему была особенно острой в 20-е годы.
Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова. Тамара Семёновна не только подчёркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Говоря о детском рисунке, часто употребляется слово «выразительность». В чём же она заключается? Одним даётся цвет, и только цвет, другим – композиция, и лишь немногим, рисунок, умение создать фигуры и предметы, создать образы несколькими точными штрихами.
Но ребёнок не художник – профессионал, ему и не требуются все средства выразительности, ему достаточно того, что он может использовать ту одну, понятную хотя бы ему одному.
Если судить по детским рисункам, то видно, что ребёнок очень любознателен и очень внимателен ко всему окружающему. Изображая увиденное, ребёнок акцентирует, подчёркивает и преувеличивает самые характерные ситуации и моменты. Он не рисует, он, кажется, играет.
Рисуя, ребёнок играет, но эта игра для него средство выразить себя, познать мир и, осваивая его, заново конструировать.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которое нам приносило рисование в детские годы. Но она была, несомненно. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует.
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи и то, что никогда не видели, а только представляют, воображают, фантазируют.
Учёные, психологи, исследователи доказывают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия в детском саду через организацию занятий по рисованию, лепке, аппликации, организуя кружки по интересам, образуя изостудии, мы побуждаем детей заниматься искусством, которое формирует и развивает их разносторонне, влияет на их духовный мир в целом. Искусство развивает глаза и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные принципы.
Человек, развитый искусством, поэтому и отличается от человека эстетически неразвитого, что у него органы чувств «чуткие» и «умные».
«Займитесь графикой, предложенными нетрадиционными техниками в рисовании и работе с другими материалами, и Вы увидите, что каждый день станет казаться Вам новым, неожиданным. Такое увлечение – лучший, заразительный пример и для детей, которых Вы воспитываете, и для Ваших внуков», - призывала Джуна Давиташвили.
Слайд 5
Художественные материалы и нетрадиционные техники
Известный отечественный художник-график В. А. Фаворский писал: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком».
Очевидно, что это иной подход к обучению детей в рисовании.
Во-первых, он позволяет педагогу перейти от авторитарных методов руководства к личностному общению с детьми. Ведь авторитарный способ отношений между ребёнком и обучающим его взрослым проявляется независимо от того, «жёсткий» или «мягкий» педагог по натуре.
Во-вторых, этот метод позволяет изменить содержание обучения – перейти от освоения информационно – знаковых сторон к воспитанию личностного отношения ребёнка к своей деятельности.
Таким образом, рисование играет важную роль в развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях).
Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества, значит, в дошкольном учреждении такая работа должна начинаться с ясельной группы, что редко соответствует действительности. Мы продолжаем интенсивно учить детей математике, грамоте, другим предметам, забывая о рисовании. Я не призываю педагогов забросить всё и только рисовать, но игнорировать необходимость воспитания гармонично развитой и творческой личности не следует.
Леонардо да Винчи был не только великим математиком и изобретателем, но и величайшим художником. Законы Ньютона люди знают, а то, что он первым создал классификацию цвета, не знает почти никто. Гёте писал стихи, но он же создал цветовой круг, которым до сих пор пользуются художники и искусствоведы. Бидермайер был военным и создал свой стиль в интерьере и мебели, который так называется – стиль Бидермайера.
Поэтому, если ребёнок вычисляет в уме уже в три года, нужно активно развивать его в этом направлении, но и не забывать о том, что называется искусством, иначе малыш рискует вырасти великолепной вычислительной машиной, но равнодушным и эстетически глухим.
Слайд 6
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Слайд 7
«Пальцеграфия»
(«пальцевая живопись», «пальчики – палитра»).
Под рукой нет кисточки? Не беда! Каждому пальчику – определённый цвет. Чем не палитра? Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.
Если обмакнуть подушечки пальцев в краски можно нарисовать: «Новогодние конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на ёлке», «Весёлый горох», «Следы», «Узоры для платья» и т. д.
Слайд 8
Если обмакнуть в краску боковую сторону пальца и положить к бумаге, то получаются «Следы» более крупных зверей, «Осенние листья».
Если таким образом проводить линии разной длины, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных и декоративные узоры, совмещая с рисованием подушечкой пальцев.
Если приложить боковую часть кулака к листу бумаги, а потом сделать отпечатки, то на листке появляются «Гусеница», «Сказочные деревья».
Очень интересны игровые приёмы рисования ладонью. Точно также в краску опускается ладонь со сжатыми или раскрытыми пальчиками. В оттисках видны изображения «солнца», «птицы – лебедя», «цветов».
Слайд 9
В современной пальцевой живописи занимается художник из Германии– Гюнтер Юккер.
Слайд 10
«Монотипия»
Лист бумаги сложить пополам, на одну из половин нанести пятна (тёплые или холодные, затем вторую половину прижить к первой, тщательно разгладить в разные стороны и развернуть.
Угадай, что получилось? Зеркальное отображение: «бабочка», «цветы».
Можно дать готовую форму бабочки и также заполнить пятнами одну сторону (была заколдованная белая бабочка – предложить расколдовать – раскрасить её способом «монотипии»).
Существуют и другие разновидности «монотипии». Лист бумаги складывать не по вертикали, а по горизонтали – получаются симметричные изображения. Например, «Весёлые медвежата», «Город на реке», «Два цыплёнка».
Слайд 11
«Тампонирование»
Это увлекательное занятие для детей даёт навыки нежного и лёгкого прикосновения к бумаге поролоновым тампоном с краской любого цвета, чтобы нарисовать что-то пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Например, «Облака», «Одуванчики», «Солнышко», «Волны на море» и т. д.
При обучении малышей закрашиванию можно сочетать эту технику с техникой «силуэт». Сначала вырезать в центре листа силуэт, затем приложить его к листу бумаги, закрепить при помощи скрепок и после того, как рисунок будет закрашен тампоном, силуэт убирать. Таким образом, получаются «весёлые зайчики – побегайчики», «снеговики», «кораблики».
В старшем возрасте «тампонирование» может быть применено в работе с «трафаретом». Сначала вырезать трафарет, затем, прижав его пальцами к листу бумаги, обвести по контуру частыми лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнять трафарет, – какой чёткий и ясный остался след на бумаге! Можно вновь повторить другим цветом и в другом месте сколько угодно раз!
Многие художники – иллюстраторы детских книг работают в этой технике.
Тампоны можно разнообразить, т. е. сделать из сжатой бумаги или грубой ваты.
Слайд 12
«Штампы», «печатка»
Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, «Цветы на лужайке», «Пейзажные картинки».
Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофеля, моркови, ластика. Для этого надо нарисовать на основании задуманный рисунок и срезать всё ненужное. С другой стороны вставить зубочистку, получается удобная ручка у готовой печатки. Теперь нужно прижать её к подушечке с краской, а затем – к листу бумаги, должен получиться ровный и чёткий отпечаток.
Старшие дети составляют более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали.
Печатки можно заменить сухими листьями от разных деревьев и кустарников.
Слайд 13, 14
«Кляксография»
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Эти игры обычно помогают снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.
Вначале на листе бумаги нужно поставить большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска, так чтобы капля – клякса была «живая», затем взять и потрясти лист бумаги – она начнёт двигаться.
Можно на неё подуть, используя трубочку от сока, тогда она побежит вверх, оставляя за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден какой-то образ.
Можно капнуть кляксу другого цвета и снова подуть – пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются, и получится новый цвет.
Можно получить фантастическое изображение, не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки – кляксы забегают по листу.
А если предварительно на лист бумаги нанести свечкой восковые линии, а потом капнуть краску или тушь, то клякса быстрее «забегает» по бумаге оставляя множество интересных следов.
«Кляксографию» можно соединить с музыкой. Дать детям небольшие листы бумаги, на которых есть «живые» капельки краски. Дети двигаются под музыку, и ритм их тела передаётся на капельки, они тоже рисуют – танцуя. Затем посмотреть что получилось, при необходимости – дорисовать.
Характер музыки может быть различный.
Слайд 15
Рисование по сырой (мокрой) бумаге
Лист бумаги смочить чистой водой (тампоном, поролоном, а потом кисточкой или пальчиками нанести изображение.
На сырой бумаге можно рисовать с детьми младшей возрастной группы. Тем для такой техники очень много: «Волшебные облака», «Рыбки в аквариуме», «Мой маленький добрый друг» (щенок, котёнок, цыплёнок).
Старшим дошкольникам посильна более сложная тематика: «Осеннее дерево», «Метель», «Вьюга», «Морская сказка», «Волшебный цветок».
Чтобы бумага дольше не высыхала, её кладут на влажную салфетку. Изображения получаются как в тумане, размытые дождём. Если нужно прорисовать детали, то необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.
Иногда применяется другой способ. На лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, а в верхней части синяя линия (небо). Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды (в тазик, ванночку, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ствол, ветви. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью чёрной краской.
Слайд 16.
Художник – анималист Е. И. Чарушин рисовал иллюстрации именно в такой технике – «по сырой бумаге». Используя средства её выразительности, он изображал забавных пушистых маленьких животных, любопытных, как маленькие дети, птенцов.
Слайд 17
Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги, там где нарушается её структура, краска при закрашивании, делается более интенсивной, тёмной – это называется эффектом «мозаики».
Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т. к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нём.
Слайд 18
«Граттаж»
Техника процарапывания использовалась в России и называлась «рисованием по восковой прокладке».
Перед тем как приступить к работе, необходимо сначала подготовить основу для рисования.
Плотную бумагу покрыть воском, парафином или свечой (затереть лист восковыми штрихами плотно друг к другу). Широкой кистью или губкой нанести слой туши несколько раз. Для плотности закрашивания можно приготовить такую смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня (или мыла) и тщательно всё перемешать в розетке.
Когда высохнет, нанести рисунок путём процарапывания спицей, острой палочкой (зубочисткой) до появления белого цвета. Получается очень похоже на гравюру!
Слайд 19
Белый цвет бумаги можно закрасить цветными пятнами, тогда рисунок становится цветным. Дети называют такую бумагу «волшебной», так как неизвестно какой цвет может проступить через чёрный восковый слой. Удивляются, восторгаются и очень заинтересованно работают. В результате очень выразительные сказочные образы: «Волшебный цветок», «Жар – птица», «Космос», «Весёлая хохлома», «Подводное царство», «Дворец для Снегурочки».
Такая техника предлагается старшим детям, когда у детей достаточно хорошо развит глазомер и координация движений.
Слайд 20
«Линотипия»(«цветные ниточки»)
Несколько ниток, длиной 25-30 см окрасить в разные цвета, выложить как захочется на одной стороне сложенного пополам листа бумаги. Концы ниток вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать левой рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая левой ладони с листа, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой. Развернуть лист, а там, волшебный рисунок: «Морозные узоры», если нитки окрасить в белый цвет и выложить на цветной фон, «Вологодские кружева», «Красивые цветы».
И нет конца фантазии, игре воображения.
Слайд 21
Рисование свечой или восковыми мелками
Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредотачиваться, быть точными, аккуратными в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.
Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берётся большой тампон или широкая кисть с краской и ведётся по листу – на цветном фоне появляется рисунок: «Заиндевелое дерево», «Узоры Деда Мороза на оконном стекле», «Снежинки», «Лес ночью», «Кружевные воротнички», «Шубка для Снегурочки».
Есть и другой вариант этой техники. Нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы: сначала контур, а потом закрасить полностью – получается «пушистость» (воск не закрашивать, или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.
Очень весёлый зоопарк! Быстро, легко, весело!
Слайд 22
Заключение
Рисование, с использованием нетрадиционных техник – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Не случайно, в современной медицине всё большее распространение получает, наряду с фототерапией, термин «арт-терапия» или «изо-терапия».
Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново переживает и «выплёскивает» отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства, он может и откорректировать своё отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции.
Из всего выше сказанного следует, что нетрадиционные техники рисования, а их очень много, помогут детям почувствовать себя свободными, дадут возможность удивляться, радоваться миру, познакомиться с техникой многих художников и попытаться самим создать красоту.