Наталья Баранцева
«Игра как способ речевого развития у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как основной способ мотивации речевого развития у детей, имеющих отклонения в речевом и психическом развитии.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое развитие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закрепления навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи,обогащение словарного запаса, формированию грамматического строя языка и т. д. Одной из первых форм детской игровой деятельности является -ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требует значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Они неуступчивы, по этому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них не устойчивый. Сюжетно-ролевая игра оказывает и за себя, и за нее, подражает гудению самолета,голосам зверей и т. д.
Публикация «„Игра как способ речевого развития у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активость детей. В сложно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ими при этом они комментируют свои действия : «Мама наливает чай», «Шофер едет на машине». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки. «Я буду мама, а ты моя дочка»-говорит Настя К., определяя своего роль и роль подруги Жене К., «Это у нас шофер»- решает Саша М., усаживая куклу в автомобиль. Игровая деятельность детей носит характер, так как они не успевают не согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей, имеющих отключения в речевом и психическом развитии- сюжетно ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно. Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказам о содержании действия: «Эта кукла Катя, Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати». Называя, что у детей, испытывающих отклонения в речевом развитии резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целого воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая,как надо играть,следует все действия обозначать словом. Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка. Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он сразу же выполнить действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и даже пальто. Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: «Уложить куклу спать». Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой. Необходимым условием успешного развития речи детей в сложно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин. Принимая во внимания характер игровой характер игровой деятельности и особенности детей, имеющих отклонения в речевом развитии, нужно давать такое количество игрушек,которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. В нашей группе мы с детьми играли в следующие игры : «День рождение куклы», где все дети танцевали пели. «Поезд, где все дети –пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек дети купив игрушку, затем играют с ней, причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у продавца». Наряду со сюжетно- ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.
Литература: С. А Миронова
«Логопедическая работа в д/у и группах для детей с нарушением речи».