Светлана Прокопьева
«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста»
Составители: Арзамасцева М. Н., Прокопьева С. В.
Возрастные особенности младших дошкольников таковы, что малыши еще не могут полностью понять и принять важность выполнения культурно-гигиенических действий просто при условии наказа от взрослого. Поэтому важно подобрать средства, с помощью которых сформируется к ним положительное отношение и постепенно произойдет осознание - зачем ребенок все это делает.
Публикация «„Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Многие ученые, психологи и педагоги (Удальцова Е. Н., Бондаренко А. К., Урунтаева Г. А., Ю. А. Афонькина и др., отмечают, что одним из таких эффективных средств в младшем дошкольном возрасте является игра, как ведущий вид деятельности.
Игры по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводятся на разные темы: по обучению детей умению пользоваться предметами личной гигиены, по формированию навыков раздевания, одевания и умывания, по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом.
Используя разнообразные игры, воспитатель формирует и закрепляет у детей умения и навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм.
Дидактическая игра делает процесс обучения более лё гким и занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Для развития культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать все виды дидактических игр:
1. Настольно-печатные игры. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески.
2. Словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить игра «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.
3. Игры с предметами (игрушками). Например, игра «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.
Основная цель дидактических игр по усвоению культурно-гигиенических умений заключается в том, чтобы они, грамотно подобранные и организованные педагогом, постепенно становились частью самостоятельной деятельности дошкольников.
По мнению авторов современных педагогических технологий Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой – для формирования культурно-гигиенических умений очень подходят игры – эксперименты (тесно связанные с дидактической деятельностью). Основное действие для ребенка в таких играх — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Их цель заключается не только в развитии у детей познавательного интереса, но и в практическом закреплении культурно-гигиенических умений.
Например, игра «Мыльные перчатки» знакомит детей не только со свойствами мыла, но и обучает их тщательному намыливанию рук со всех сторон.
Мощная потребность детей в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом.
В качестве еще одного примера можно привести разнообразные приспособления (из системы Монтессори, подготавливающие детей к упражнениям в обыденной жизни. Здесь используются различные рамки, а также игрушки из материи или кожи, с помощью которых дети учатся: соединять и разъединять крючки и петли, застегивать пуговицы или выполнять шнурование и т. д.
Играм-экспериментированиям свойственны пробы и ошибки, что помогает повторять действия по гигиене и самообслуживанию в разной форме, тем самым, закрепляя приобретаемые умения.
Также, для развития культурно-гигиенических умений и навыков целесообразно использовать и сюжетно-ролевую игру.
В играх детей младшего дошкольного возраста находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (парикмахерская, семья, детский сад). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.
Но наиболее востребованы у малышей игры с куклами, которые являются для них самыми близкими партнерами по игре. Детские психологи Ю. А. Афонькина и Г. А. Урунтаева советуют: «Обратите внимание на игры малыша - вот он посадил куклу за стол и собирается её кормить. Подскажите ему: «Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Или другая ситуация. Ребёнок укладывает спать куклу одетой. Нужно ему напомнить: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой».
Чтобы культурно-гигиенические умения прививались гармонично можно предложить детям следующую сюжетно-ролевую игру: внести в группу большую куклу, сказать, что она приехала к малышам и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем прививают кукле культурно-гигиенические навыки. Кукла иногда даёт оценку действиям детей.
Таким образом, игры становятся показателем рассматриваемых нами навыков, а они, в свою очередь, обогащают содержание детских игр.
Также, для развития у детей культурно-гигиенических умений полезно использовать игры-драматизации и игры-этюды.
Подобная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей.
Для организации игр-драматизаций можно использовать следующие произведения:
• гигиена: А. Кондратьев «Мыло», «Щетка и расческа», Э. Мошковская «Уши», И. Токмакова «Гном»…;
• прием пищи: И. Токмакова «Ай да суп», Г. Лагздынь «Куклу кормили», Э. Мошковская «Маша и каша»…;
• опрятность: потешки: «Уж я косу заплету», «Завяжу потуже шарф», В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Э. Мошковская «Митя и рубашка»…;
• бережное отношение к вещам и игрушкам: М. Александрова «Что взяли – клади на место!», Е. Благинина «Приходите, поглядите!», А. Барто «Лошадка»…
Поскольку разнообразие игр–драматизаций достигается посредством игровых атрибутов, полезно будет использовать: настольный и плоскостной театры, резиновые реалистичные игрушки, которые ребенок может удерживать в руках и проводить игровые действия (например, помыть поросенка для игры – этюда «Купание»); можно использовать театральные куклы: би-ба-бо, пальчиковые, на ложках и т. д.
Безусловно, огромную роль в успешном развитии культурно-гигиенических умений и навыков у детей играет взаимодействие педагогов с семьями малышей. Очень важно проводить тематические родительские собрания, размещать стендовые консультации, проводить индивидуальные беседы и анкетирование. А также, полезно вовлекать родителей в участие в играх, мастер-классах, театрализациях и т. д. Можно, например, на собрании или открытом занятии предложить ситуацию, где взрослый и ребенок поменяются местами и «мудрый» малыш будет помогать «несмышленому» взрослому правильно выполнять те или иные культурно-гигиенические действия.
В заключение, необходимо отметить, что при организации любого вида игровой деятельности важно организовать следующие условия:
1. Игровая среда должна быть привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий.
2. Осваиваемые действия (следующие в строго установленном порядке) должны быть разделены на ряд операций. Это способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
3. Игры должны повторяться. Необходимы многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения).
4. Необходима индивидуальная работа с каждым ребенком. Нужно учитывать уровень развития и темп овладения культурно-гигиеническими навыками.
5. Обязателен контроль над освоением навыков : наблюдение за детьми, мониторинг детского развития.
6. Взрослые должны безукоризненно выполнять все гигиенические и культурные требования (как пример для подражания).
7. Во время игры необходимо создание положительного эмоционального настроя у детей.
8. Важны культура проведения игр с детьми: эстетика и подбор материалов.
9. Будет полезным применение технических средств обучения : магнитофон, фильмоскоп, подборка дисков, телевизор).
10. Также важна правильная организация игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей : подбор мебели по росту, использование динамических минуток, оказание помощи и др.
В качестве вывода хотелось бы сказать, что используя грамотно организованную игровую деятельность по развитию культурно-гигиенических умений и навыков - мы постепенно прививаем детям привычки, формирующиеся, в дальнейшем, в положительные черты характера. Усваивая, при помощи взрослого, определенные способы поведения ребенок привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Народная мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер». Так, например, навыки и привычки самообслуживания – основа для воспитания трудолюбия. Прививая ребенку культурно-гигиенические навыки - взрослый закладывает основу для формирования таких черт характера, как чистоплотность, аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. А привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся его второй натурой! Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. - М., №6, 1966.
2. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М. : Просвещение, 2005.
3. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. - Мозаика-Синтез, 2008.
4. Фролова Н. В. Способы развития самостоятельности в дидактических играх. - М. : ЭКСМО, 2009. - 234 с.
5. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей : Учебно-игровой комплект для детей дошкольного возраста. / Под ред. Мамаевой И. С. ; худ. Прокофьев С. А., Махов И. В. - М. : Айрис-Пресс АЙРИС ДИДАКТИКА, 2007.
6. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.