Получи документы

Игры и упражнения для развития творческих способностей и дивергентного мышления

ОЛЬГА ФЕТИСОВА
Игры и упражнения для развития творческих способностей и дивергентного мышления

Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей и дивергентного мышления :

Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

Цель: формирование установки на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, учить мыслить творчески.

Публикация «Игры и упражнения для развития творческих способностей и дивергентного мышления» размещена в разделах

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом.

Игра «Поиск способов применения предмета»

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия ; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете ; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Игра «Что это такое?»

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого цвета, игра продолжается.

Далее можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

«Кто может издавать такой звук?»

Прослушивается звук – скрип снега, шум дождя, звон бубенчика, звук подбирать неоднозначный и необычный;

На что похоже то, что у тебя в руках – задание «мешочек» (в непрозрачный тканевый мешочек положить около 20-30-ти маленьких предметов – дети просовывают руку в мешочек и пытаются отгадать тот предмет, который они нащупали);

«Волшебная банка». Закройте глаза и представьте себе 3-х литровую банку. А теперь подумайте, что можно положить в банку начинающееся на букву «М», «П», «Б»;

Давайте вспомним, какие есть слова на букву «Р»;

При помощи чего можно перемещаться в пространстве? 1) Вспомните как можно больше предметов. 2) Покажите как можно больше способов передвижения : перейди комнату разными способами, повторяться нельзя;

Как может звучать ветер, собака, дерево? Надо постараться назвать как можно больше типов звучаний;

«Крокодил» со сказочными персонажами и характерами. Правила: участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово (сказочного персонажа) и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше;

Нарисовать музыку (звучит вальс «Голубой Дунай» и др, которую дети потом зарисовывают);

«Веселые дети». Работа с двумя картинками, с изображениями детей: перечислить как можно больше причин хорошего настроения детей;

Что может говорить один человек другому? (работа с 10-тью фотографиями, показывающими различные жизненные ситуации);

Поздороваться, как если бы ты был президентом, тигром, военным, поваром, учителем, попугаем, собакой, кошкой, кактусом, березой, волшебником, пожилым человеком, учителем, пиратом, немым, пингвином, осьминогом, начальником, А. С. Пушкиным;

«Совешник». Вспомни героев истории про Винни–Пуха;

СОВЕШНИК – так назвала свой новый домик Сова, а как еще можно назвать ее дом?

Придумай занимательные названия домикам для страуса, бегемота,

черепахи, пеликана, кенгуру, павлина, суслика. А теперь нарисуй домик для животного, какое больше всего нравится;

Ответьте с детьми на вопросы:

- Что делать, если нужно узнать погоду на улице, не выходя из дома?

- Вам нужно срочно нарисовать рисунок, но нет красок, кистей, карандашей, ручек, фломастеров. Что ещё и как можно использовать, чтобы выполнить рисунок?

На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? сделай свой рисунок;

«Чудо – стул». Задание проигрывается с детьми. Каждый ребенок по очереди придумывает, как можно использовать стул в игре не по прямому назначению и, не говоря ни слова, показывает это остальным, которые должны отгадать, что он имел в виду. Например: стул можно представить в виде тележки в супермаркете (заполняя по ходу ее товарами с полок, или, взобравшить ногами на сидение, начать с «вершины горы» обозревать окрестности, или, надев перевернутый вверх ножками стул на голову, важно шествовать, придерживая «корону» и раскланиваться с придворными;

«Человек – цифра». Преподаватель называет цифры от одного до девяти. Задача детей – показать эти цифры с помощью своего тела. Двухзначные цифры показываются в парах. Трехзначные – тремя детьми и т. п. Последняя цифра содержит столько знаков, сколько детей в группе;

Нарисуй волшебный лес, волшебную страну;

«Придумай окончание истории». Ребятам читается история. Им надо придумать, чем история закончится.

Истории: 1) в семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва….

2) Отправился Иван Царевич вызволять из плена свою возлюбленную Василису, похищенную Змеем Горынычем. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел….

3) Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила….

4) У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды….

5) Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла видеть, что он задумал….

6) Попал Иванушка в плен к Злому Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные…

7) Как-то Аленушке Злая Колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась – ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот: например, пожелаешь здоровья – и сразу заболеешь…

8) Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце…

9) Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что….

«Кляксы». Раздать детям альбомные листы. На одной половине листа поставьте с детьми краской (одного или нескольких цветов) пятно. Сложите лист пополам, пока краски не высохли, и тут же разогните. Рассмотрите изображения, которые получились у детей. Попросите детей придумать, на что похожи получившиеся пятна;

«Какое неожиданное чудо!». Детям предлагается ряд вопросов для совместного рассуждения: что могло бы быть, если….

1) Если бы люди научились лазать по деревьям как кошки.

2) Если бы коровы научились говорить как люди.

3) Если бы сны можно было записывать на видеокамеру и показывать по телевизору.

4) Если бы дождь шел вверх.

5) Если бы из водопровода лился сок.

6) Если исчез вкус сладкого.

7) Если бы людям не нужно было спать.

8) Если бы всегда был день.

9) Если бы все жидкое вдруг застыло и стало твердым.

10) Если бы не было мыла.

11) Если бы вдруг исчезли все дома.

12) Если бы после лета вдруг начиналась зима, а осени бы не было.

13) Если бы полетели жить на другую планету.

14) Если бы динозавры ожили.

15) Если бы рыбы научились летать.

16) Если бы солнце было зеленое.

17) Если бы собаки дружили с кошками.

18) Если бы лягушки ловили мышей.

19) Если бы кони научились запрыгивать на облака.

20) Если бы все полы во всех домах стали скользкими.

«Закорючки». Это задание похоже на упражнение «Кляксы». Детям предлагается понять, на что похожи нарисованные закорючки. Дорисовать их до целых образов.

Упражнение «Что ты видишь?»

Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Задание: Изображенные в этом задании фигуры – основа рисунка. Предложить детям пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами и придумать название.

Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления!Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! Дидактическое пособие "Кубики историй" - тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! "Креативность можно тренировать,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития творческих способностей и дивергентного мышления
Опубликовано: 10 июля 2020 в 11:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД