Кучкарова Татьяна Александровна
Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Мастер - класс
«Игры - речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности
детей дошкольного возраста»
Публикация «Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Инструктор по физ. культуре: Аверьянова Т. А.
Педагог-психолог: Мацулевич А. Э.
2018 г.
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей дошкольного возраста в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. На занятиях физкультурой ставятся задачи не только развития физических качеств детей, но и развития крупной и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, которые в дальнейшем способствуют развитию речи ребенка. Поэтому на занятиях по физической культуре целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число детей с нарушениями речи возрастает, у детей преобладает пассивный словарь, они не стремятся к речевому общению, часто заменяют речь мимикой и жестами.
Во время занятия педагог должен повышать эффективность образовательного процесса с включением подвижных игр со словами, которые способствуют развитию речи дошкольников, стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, учить действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир, активизировать память, развивать мышление и воображение, способствовать овладению детьми поэтической образной речью. Все это благоприятно сказывается на развитии речи детей, служит и профилактикой возможных отклонений в речевом развитии.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре.
1. Речь инструктора.
Как известно дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием речи педагога. Поэтому, если родители или педагог четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребенок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов:
Например: звонИт, но не звОнит.
2. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребенка.
3. Считалочки, зазывалки, речевки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой, структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию четкой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Речевка- небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей. Благодаря играм речевкам на занятиях, дети становятся сплоченными, а обстановка радостнее. Игры речевки являются некими девизами для подбадривания детей, создания положительной обстановки, их объединения в команду и шуточной формы игры. Желательно подбирать текст без употребления сложных, непонятных слов. Предпочтительно, если игра речевка будет максимум на 4 строки, коротко, звонко и четко.
Девиз – короткая и емкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников. Командные девизы всегда уместны во время подвижных игр, совместных прогулок.
4. Объяснение правил игры.
У любой игры есть определенные правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю) предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, четкости речи, повышению самооценки.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением.
Игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.
6. Игры с мячом.
Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребенка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов.
Игры речевки отличаются от обычной словесной инструкции педагога тем, что они проходят в стихотворной, шуточной форме, под музыкальное сопровождение.
Вывод.
Таким образом, интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста не только позволяет сделать занятия физической культурой полезными и увлекательными, но и играет большую роль в речевом развитии детей, становлении их личности, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств.
Пальчиковые игры.
«Муха».
На паркете восемь мух
Польку танцевали, (дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)
Увидала паука – в обморок упали! (роняют руки на колени ладошками вверх).
«Лепешки».
Тошки- тошки- тошки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)
Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)
И парное молоко,
Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами, сжимают и разжимают кулачки).
Тошки – тошки – тошки!
Напекли лепешки! («пекут» лепешки, протягивают руки вперед).
Примеры считалок.
Шел утенок по дорожке,
Видит он лежат сапожки
Стал сапожки он носить, выходи тебе водить.
Примеры зазывалок.
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю!
А в какую не скажу!
Зазывалку расскажу.
Игры с мячом.
Брось добавь!
Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.
Например: жа-ра; зи-ма; мо-ре;
Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребенок складывает слово и возвращает его обратно.
Игра «Скачет мячик».
Цель: формирование умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка.
Скачет мячик как живой,
Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал.
Лишь быстрее ускакал.
Игра «Играем в звуки» (подготовительная группа)
Цель: закрепление гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты, мышления.
Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребенок называет гласный звук, синего согласный.
Скакалка тоже может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребенок так же будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала
И ни капли не устала
1,2, 3, 4, 5
Буду дальше я скакать!
Подвижная игра «Вышли зайцы погулять».
Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.
Ход игры : выбирается водящий волк, остальные зайцы встают вокруг волка, проговаривают текст, сопровождая его движениями:
Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.
Вдруг за лесом на пригорке
Увидали зайцы волка
Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал:
«Ну, я наспался,. а теперь я проголодался! (зайцы убегают от волка).
Художественное слово
Подвижная игра «Кот и мыши»
К- Мыши-мыши, где гуляли?
М- Сыр в кладовке воровали.
К- Почему остались крошки?
М- Тебе оставили немножко.
К- За такие вот делишки,
Мы накажем вас воришки.
М- Если хочешь наказать
Так попробуй нас догнать.
«Жмурки-носильщики»
Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия. На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.
«Угадай и догони»
Цель: развитие фонематического слуха.
Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.