ФАИНА БУТЫКОВА
«Индивидуальный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательного пространства для всестороннего развития обучающихся с учетом его индивидуальных способностей и возможностей, возрастного этапа – одно из требований ФГОС
В своем сообщении я подробно остановлюсь, как реализуется коллективом нашего дошкольного учреждения индивидуальный подход к созданию развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требования ФГОС дошкольного образования, способствующих становлению игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности дошкольников, предоставлению возможности самовыражения.
Публикация «„Индивидуальный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В ООП дошкольного образования ДОУ учитываются индивидуальные особенности контингента детей с повышенной активностью («гипервозбудимостью», количество которых за последние годы имеет тенденцию роста от количества обучающихся, посещающих ДОУ.
Для них характерны двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная лабильность (частая смена настроения). Образовательная деятельность в ДОУ строится на основе индивидуальных особенностей и уникальности каждого ребенка, исходя из позиции -
«ребенок и его интересы, прежде всего» в соответствии с ФГОС.
Развивающая предметно – пространственная среда дошкольного учреждения не может существовать сама по себе, без детей, взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. А для эффективной реорганизации и активизации предметно – пространственной среды необходим анализ имеющихся условий, способствующих реализации интересов и потребностей обучающихся.
Поэтому, после изучения и коллективного обсуждения ФГОС (январь, февраль 2014г.) был проведен анализ имеющихся условий в ДОУ.
Для анализа и оценки предметно – развивающей среды рабочей группой использовалось следующее:
1. Насыщенность среды в соответствии с возрастными возможностями детей и содержания Программы, а так же с учетом принципа интеграции образовательных областей. По этому параметру рассматривались:
- оснащение образовательного пространства средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, пособиями и материалами, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка и его творчество, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и прочим инвентарем;
-оборудование и атрибуты игр, их возможность использования в реализации других образовательных областей (настольно – печатные игры, в том числе дидактические, сюжетно – ролевые, строительные, музыкальные и другие игры и игрушки).
2. Соответствие :
2.1. возрастным возможностям
2.2. Учет полоролевой принадлежности (как общий, так и специфический материал для девочек и мальчиков).
2.3. Эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для ребенка).
3. Доступности среды (возможность свободного доступа к играм, игрушкам и материалам, обеспечивающим все основные виды деятельности).
4. Безопасности.
На основе анализа было выявлено, что:
- в большинстве групп соблюдается интеграция образовательных областей, но не подтверждается наличием продуктивной деятельности детей в тех или иных областях. Педагоги затрудняются аргументировать отсутствие продуктов детского творчества при зонировании образовательных областей. Например, на вопрос: «Почему отсутствуют в центре физической культуры пособия, сделанные руками детей», воспитатель ответил:
«Достаточно того, что есть». Так же у отдельных педагогов нет желания тратить дополнительное время на организацию детской продуктивной деятельности.
-возрастные нормы соблюдаются в отношении подбора детской литературы, физкультурного оборудования, игр и игрушек, но анализ показывает, что игрушки чаще всего «растут» вместе с детьми, мало меняясь от группы к группе. Особенно это касается игровых комплектов к сюжетно – ролевым играм, что часто не соответствует интересам детей, не инициирует их самостоятельный выбор и вступление в отношения, и совместную деятельность.
-учет полоролевой, гендерной принадлежности недостаточно выдержан в группе старшего дошкольного возраста (разнообразие социальных и профессиональных ролей людей, человек – исследователь, созидатель и т. п.);
-не всегда выполняются требования в отношении доступности расположения игр и пособий. Не все игрушки дети могут использовать в самостоятельной деятельности, без разрешения воспитателя. Степень возможности выбора напрямую зависит от стиля взаимодействия воспитателя с детьми. Необходимо акцентировать внимание педагогов на демократический стиль общения (сотрудничество, соучастие, субъектно – личностное взаимодействие).
Воспитатели так же проявили живой интерес к проблеме учета индивидуальных особенностей детей, интересов, а так же специфике игровой деятельности – как одному из условий создания благоприятной предметно - пространственной среды современного ДОУ.
Изучение индивидуальных особенностей, предпочтений дошкольников заключалось и в поиске ответа на вопрос: «Какой же хотят видеть среду в группе и сами воспитанники?».
Беседы, наблюдения, игровые ситуации, игры с обучающимися среднего и старшего дошкольного возраста показали, что большинство детей хотят что – либо изменить в обстановке группы (по степени значимости) :
-поменять или разнообразить игрушки,
- обновить интерьер (цвет стен, декоративные элементы любимых персонажей из мультфильмов,
-поменять мебель (красивую, удобную, «как дома» и т. д.).
Дети высказали свое мнение и о любимых играх, игрушках, любимых местах для общения с друзьями, организации любимых игр и пр.
Воспитанникам подготовительной к школе группы смоделировали среду, используя геометрические фигуры, набор строительных материалов и т. д., что также позволило выделить удобные и интересные места в группе с точки зрения воспитанников: расположение мебели, игровых модулей, игрушек и т. п. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что воспитатели должны стремиться, не только создавать эффективную предметно – пространственную среду, развивающую инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, но и научить детей использовать ее в соответствии со своими возможностями, интересами и индивидуальной траекторией развития.
Рабочей группой ДОУ (с привлечение педагогов всех возрастных групп) были разработаны «паспорта» групп и других функциональных помещений (физкультурный зал, кабинет педагога – психолога, музыкальный зал).
В «паспорте» дается перечень пособий, игр, атрибутов и других материалов, необходимых для организации разнообразной деятельности с обучающимися с учетом возрастных особенностей, зонирования группы по образовательным областям. Так же разработаны и «паспорта» прогулочных участков, функциональных площадок (спортивная площадка, площадка для игр с мячом).
Как реализуются индивидуальный подход к развивающей предметно –пространственной среде групп и функциональных помещений вы увидите в процессе экскурсии.
А сейчас я немного остановлюсь на реализации индивидуального подхода к развивающей предметно-пространственной среде на территории ДОУ в летний период (лето 2014г.). Коллектив ДОУ нашел необычное, новое для нас решение - туристические «походы», познавательные экскурсии на территории учреждения.
С этой целью создали на участке максимально приближенную к естественным условиям предметно – пространственную среду, где дети имеют возможность применить полученные имения и навыки безопасного поведения в природе, выбрать место для привала, наловить «рыбки», «развести» костер для приготовления обеда, собрать рюкзак, оказать первую медицинскую помощь и пр.
Для каждой возрастной группы были разработаны маршрутные карты, которые проходили по разным уголкам территории ДОУ на значительном расстоянии друг от друга. На определенной точке маршрута ждали или знакомые персонажи (инспектор ГИБДД, экскурсовод и пр., или определенные задания. Маршруты движения младших групп контролировали воспитатели. Старшие дошкольники ориентировались на маршруте по возможности самостоятельно.
Используемое оборудование:
*карты территории ДОУ (с нанесенными точками маршрута)
*спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой)
*Спортивное оборудование (для «физической подготовки» к туристическому походу, преодоления препятствий и пр.)
*туристическая лопатка, поленца дров, костер, котелок для приготовления «обеда»
*принадлежности для рыбалки, палатка, легкая в сборке, знаки с правилами безопасного поведения в природе, обращения с огнем и т. п.
Для разнообразия маршрутов использовали не только выносное оборудование но и территорию других групп и вспомогательных площадок: на участке подготовительной группы с удовольствием проводили разнообразные опыты с водой; у плескательного бассейна и на спортивной площадке - улучшали физическую подготовку со Спасателем МЧС, закаливающие процедуры. Здесь же и выбирали и маршрут туристического похода, основные объекты для посещения.
В городке безопасности с педагогом – психологом трансформировали пространство в зависимости от проблемной ситуации: переход через автостраду, аварийная ситуация (вызов скорой помощи, пожарных и пр.).
На огороде в процессе совместной познавательной деятельности с пугалом Петрушей знакомились с лекарственными растениями, учились ухаживать за посадками и т. п.