Конспект психологического занятия в форме тренинга «Искусство жить с родителями» для подростков 13–16 лет

Шакирова Ольга Алексеевна
Конспект психологического занятия в форме тренинга «Искусство жить с родителями» для подростков 13–16 лет

«Искусство жить с родителями».

Конспект психологического занятия в форме тренинга

для подростков (13-16 лет).

Цель: Создание условий для самоанализа отношений подростков со своими родителями.

Задачи:

1)Формирование ценностного отношения подростков к своим родителям, близким.

2)Развитие духовно-нравственных качеств, рефлексии.

3)Воспитание у подростков чувства ответственности за своих родных и близких.

Ход занятия:

1. Игра – энергизатор «Палец-ладонь-рука».

Участники сидят в кругу, ведущий предлагает на счёт выполнять движения руками: на раз поднимаем вверх указательный палец правой руки, на два левой ладонью накрываем указательный палец соседа слева, на три каждый участник должен одновременно убрать указательный палец правой руки (чтобы сосед справа не поймал его) и левой ладошкой поймать указательный палец соседа справа.

2. Упражнение «Закончи предложение»

Самое радостное событие в моей семье ….

Каждый участник передаёт мяч по кругу и проговаривает (если подростки не могут вспомнить о радостных событиях, то мячик передаётся следующему участнику).

3. Беседа.

Мы сегодня с вами будем говорить о ваших родителях. Многие учащиеся обращались с жалобой, что родители их не понимают, они много требуют от вас, постоянно контролируют, заставляют делать вас то, что вам не хочется. И в конечном итоге у вас развиваются конфликтные отношения. Сегодня мы попробуем разобраться и понять: почему так происходит.

- Вы себя считаете взрослыми? Почему вы так считаете?

Выслушать ответы учащихся. Ведущий оказывает поддержку.

С одной стороны вы, конечно, правы, у многих есть паспорт, некоторые уже выше своих родителей, с каждым годом вы становитесь всё взрослее и взрослее, но с другой стороны настоящим взрослым можно считать себя тогда, когда ты не от кого не зависишь. Когда ты работаешь и сам себя обеспечиваешь: кормишь, поишь, одеваешь, обучаешь и т. д. Вот тогда вы действительно взрослые люди.

- Кто из вас сам себя обеспечивает?

На данный момент вы все зависите от родителей.

4. Чтение отрывка «Сивка-бурка».

Отрывок сказки «Сивка – бурка».

Было у старика три сына, двое умных, а третий Иван – дурачок, день и ночь сидит на печи. Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам топтать. Вот старик и говорит детям:

- Милые мои сыновья, стерегите пшеницу каждую ночь поочерёдно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь не спал, замёрз, а вора не видел.

На вторую ночь пошёл средний брат и также всю ночь проспал на сеновале. На третью ночь приходит черёд, Ивану идти. Взял аркан (верёвка) и пошёл в поле. Пришёл и сел на камень: сидит, вора дожидается. В самую полночь прискакал конь: одна шерстинка золотая, другая серебряная, бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит. Из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался Иван на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванул конь изо всех сил – не тут-то было. Дурак упёрся, аркан шею давит.

Говорит конь человеческим голосом: «Отпусти меня, Иванушка, я тебе великую службу сослужу!

- Хорошо, - отвечает Иванушка. – Да как я тебя потом найду?

- Выйди за околицу, - говорит конь,- свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» - я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка и взял с него слова – пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришёл домой Иванушка, а братья его спрашивают: «Ну что, дурак, поймал вора»?

-Поймал, - отвечает Иванушка, - разношёрстного коня. Пообещал он больше не ходить на пшеницу – вот я его и отпустил.

Посмеялись в волю братья над Иваном, только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.

5. Мозговой штурм.

Почему младший сын послушал отца: (ответы записываются на доске).

Подвести учащихся к тому, что любить и уважать родителей нужно за то, что они есть, они рядом с нами, любят и заботятся о вас. (Привести пример о детях – сиротах из детских домов, школ-интернатов).

6. Чтение писем подростков из журнала «МЫ» рубрика «Проблема из конверта» (3-4 штуки).

Чтение писем подростков из журнала «МЫ»

рубрика «Проблема из конверта».

1. Валя 15 лет.

У меня в комнате жуткий бардак, но я в нём хорошо ориентируюсь. А мать каждый день заходит, кричит на меня и начинает убираться, хотя я её об этом не прошу, мы сильно скандалим. Что делать?

Резюме психолога:

Психологи в таких случаях говорят: состояние комнаты – это состояние души. Если очень нравится бардак, то оставь угол на столе или угол в комнате. А в других местах, будь добра уберись, чтобы комната не была похожа на жилище бомжа и чтобы не завелись насекомые. Всё дело в том, что беспорядок может перейти в привычку, а привычка в характер. Мама за тобой всегда уберёт, вот твоему будущему мужу это точно не понравится. Постарайся договориться с мамой, что раз в неделю будешь убирать сама. Вдруг тебе понравится порядок?

2. Лена 13 лет.

Я ничего не хочу рассказывать своим родителям, а они всё лезут и лезут с вопросами, как сделать, чтобы они отстали?

Резюме психолога:

Думаю, ты неправильно поставила вопрос. Что значит «лезут» и «отстали». Ты ведь живёшь не одна, а в семье. И ты не настолько самостоятельна, чтобы полностью себя обеспечить. Да и родители от тебя этого не требуют. Подумай, какая ситуация складывается у тебя в семье! Ты всё берёшь от родителей, не отказываешься, но отказываешь им в самом малом: получить ответы на вопросы, которые они тебе задают. То есть ты оставляешь за ними право работать на тебя. Оставляешь им только одни обязанности. Но не даёшь ни каких прав. Это очень несправедливо и очень обидно для твоих родителей. Ты невежливо отмахиваешься от их вопросов, давая им понять, что они для тебя ничего не значат.

Сергей 15 лет.

А если мои родители всё время меня оскорбляют, то почему я не могу в ответ им нахамить?

Резюме психолога:

Родители оскорбляют тебя от беспомощности, потому что не знают. Как к тебе подступиться, - ведь ты весь из иголок, это даже сейчас видно. Вся твоя энергия уходит на то, чтобы свести счёты с родителями. Хамство разрушает человека, рождает массу комплексов, которые передадутся твоим детям. И если ты, Серёжа, однажды вдруг замолчишь, это может стать шоком для твоих родителей. Ведь им придётся искать другой метод воспитания.

Федя 16 лет.

Мои родители отпускают меня из дома только со скандалом и требуют, чтобы я говорил, когда пошёл и когда приду. С какой стати я должен перед ними отчитываться?

Резюме психолога:

Во-первых, это вопрос не взрослого человека, а мальчика, во-вторых, я не вижу здесь проблемы. Ты живёшь не один, а в семье, и если ты считаешь себя взрослым, должен соблюдать правила. Уважай людей, с которыми рядом живёшь,- это твоя прямая обязанность, если ты считаешь себя взрослым. Твои родители волнуются за тебя, и небезосновательно. Ситуация очень неспокойная, часто дети в городах пропадают. Ты это и сам знаешь. И ты ответственен за самочувствие своих родителей – когда они за тебя волнуются, это отнимает у них здоровье и силы. А от тебя особых подвигов не требуется: не хочешь говорить, где ты и когда придёшь, - напиши записку; если можешь, позвони, сообщи, где ты и когда придёшь, чтобы они не волновались. Если у тебя нет по отношению к ним никаких обязанностей – значит, в тебе мало человеческого. Только обязанности формируют в человеке человека. Докажи родителям, что у тебя есть по отношению к ним обязательства,- позаботься о них, они поймут, что ты взрослеешь, и ослабят контроль над собой.

7. Игра – инцинировка.

Разыгрывание прочитанного текста по ролям (любого на выбор).

Групповое обсуждение данной игры-инцинировки.

8. Тест «Искусство жить с родителями».

Тест «Искусство жить с родителями».

(«Тесты для родителей и детей» под редакцией Хасанова А. С. М. 1999г.)

Понимание и поддержка между детьми и родителями являются основой для хороших взаимоотношений. Мы бываем очень раздражительными, грубыми и невнимательными по отношению к своим родителям. Вопросы теста помогут вам задуматься и найти правильный выход из конфликтной ситуации.

Инструкция:

На каждый вопрос выберите один вариант ответа: да – 2б, иногда - 1б, нет – 0б, затем подсчитайте общее количество баллов.

Вопросы:

1. Я доволен (на) своими родителями.

2. Я с интересом и вниманием слушаю родителей, когда они что-нибудь рассказывают.

3. Я пытаюсь показать родителям, что они значимы для меня

4. Часто обнимаю своих родителей.

5. Мне нравиться делать родителям сюрпризы.

6. Когда мне запрещают делать что-либо, я выполняю их требования.

7. Я терпим (ма) к недостаткам и ошибкам своих родителей.

8. Часто прислушиваюсь к их мнению.

9. Мы любим играть в различные игры (спортивные, настольные, подвижные).

10. Мы беседуем о прочитанных книгах.

11. Бывает такое, что я использую помощь своих родителей.

12. Советуюсь с родителями, принимая какое-либо решение.

13. Мне приятно и интересно проводить время с родителями.

14. Я считаю, что даже очень стареньких родителей нельзя отдавать в дом престарелых.

15. Я знаю друзей моих родителей.

16. Уезжая, я скучаю по своим родителям.

17. У меня много обязанностей по дому.

18. Родители интересуются моими делами.

19. Я не грублю своим родителям.

20. Семейные трудности мы решаем все вместе.

21. Мне интересны интересы и желания моих родителей.

22. Я хвалю своих родителей.

23. Держу слово, данное моим родителям.

24. Могу признать свою вину и извиниться перед родителями.

25. Говорю своим родителям: «С добрым утром» и «Спокойной ночи».

26. Предпочитаю объяснить и помочь, чем кричать и требовать.

27. Сдержан и спокоен в общении с родителями.

28. Мы дружны со своими родителями.

29. Обсуждаем увиденное событие или фильм.

30. Мы ходим вместе в театр, парк, выставки, на каток и т. д.

Интерпретация:

56б и больше: Это здорово, лучших отношений, чем у вас с родителями нельзя и придумать. Однако можно усомниться в вашей искренности перед собой.

46-55б: У вас благополучные взаимоотношения с родителями, вы заботливы и внимательны по отношению к ним, вероятно, вы и сами хорошо осознаёте свои промахи и ошибки, адекватно оцениваете замечания в свой адрес.

30-45б: Вам что-то нужно менять в собственном отношении к родителям, не вините во всём окружающих или отсутствие времени. Найдите причину разногласий в себе.

29б и меньше: вы просто равнодушны и невнимательны к своим родителям, для вас они предмет пользования, вы не заботитесь ни об их здоровье, ни оказывайте им по дому никакой помощи. Помните народную пословицу: «На свете всё найдёшь, кроме отца и матери».

9. Игра «Паутинка добрых пожеланий»

Группа стоит в кругу, ведущий кидает клубок участнику, но кончик ниточки оставляет у себя и говорит пожелание. И так каждый участник говорит пожелание и держит ниточку.

10. Рефлексия занятия.

Заключение:

Я не думаю, что вам не повезло с родителями (как многие говорят, просто вы их часто ставите в тупик своими поступками и грубостями. Постарайтесь держать себя в руках, учитесь решать конфликты мирным путём, тогда вы воспитаете в себе человека, а в родителях друзей. Пусть эта паутинка добрых пожеланий всегда будет в вашем сердце. Всего доброго, до свидание.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с детьми 5–6 лет «Давайте жить дружно» Цель: Создание сплоченного коллектива дошкольников на основе дружбы, взаимопомощи, доверия и бережного отношения друг к другу. Задачи: -Раскрыть.

Конспект тренинга «Приёмы эффективного общения с родителями» Конспект тренинга: «Приёмы эффективного общения с родителями». Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах.

Конспект игрового-тренинга с родителями во вновь сформированных группах ДОУ «Мы вместе!» Тренинг-игра с родителями «Мы-вместе!» Одной из самых главных задач ДОУ в начале учебного года является адаптация детей из только что сформированных.

Конспект занятия «Бабочки-красавицы» для детей и подростков с ОВЗ Цель: - закрепить умение детей и подростков с ОВЗ работать в нетрадиционной технике «монотипия»; - воспитывать любовь к природе и бережное.

Конспект занятия в сюжетной форме по физической культуре «На морской границе» для детей 5–6 лет Конспект занятия в сюжетной форме по физической культуре для старшей группе сюжет «На морской границе». Образовательная область: физическая.

Консультация для подростков «Как избежать ссор с родителями» Цель: познакомить с методами и приемами ухода от конфликтных ситуаций. Не всегда бывает легко ладить с родителями. Особенно в критическом.

Конспект открытого занятия «Нить Ариадны. История возникновения лабиринтов» для подростков 14–17 лет Возрастная категория – воспитанники 14-17 лет (старшая возрастная группа). Цель: - расширить кругозор и представления об окружающем мире.

Конспект ролевой игры «Пусть говорят» для подростков 14–17 лет I. Введение: Тема наркомании сегодня считается особенно актуальной, поскольку ее повсеместное распространение требует принятия серьезных.

Тренинг для педагогов «Искусство взаимодействия с родителями» Тренинг для педагогов «Искусство взаимодействия с родителями» Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день.

Конспект занятия-тренинга по правилам дорожного движения для детей 5–6 лет Занятие- тренинг по правилам дорожного движения для детей 5-6 лет Цель: формировать у ребенка способность регулировать процессы.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект психологического занятия в форме тренинга «Искусство жить с родителями» для подростков 13–16 лет
Опубликовано: 16 августа 2018 в 05:58
+101Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...