Марина Александровна Радченко
Дидактические игры «Исследователи Амурского края: Игровые путешествия по родным просторам»
Провожу дидактические игры с элементом экспериментирования, направленные именно на исследовательские процессы и опытную деятельность с материалом, природой и городской культурой Благовещенска.
Игра №1: «Почва и корни»
Цель: Изучение структуры почвы и корней местных растений методом непосредственного исследования и эксперимента.
Публикация «Дидактические игры „Исследователи Амурского края: Игровые путешествия по родным просторам“» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, город. Дидактические игры и пособия
- Темочки
Материалы: прозрачные контейнеры с землёй, привезённой из парков Благовещенска; проросшие семена растений (например, пшеницы или ржи, лупы, деревянные шпатели.
Ход игры:
Подготовьте прозрачную емкость, заполненную почвой (земля должна содержать верховой горизонт, подходящий для выращивания).
Посейте семечки в землю, регулярно поливайте и поддерживайте условия роста.
Через неделю-две предложите детям осторожно извлечь одно из растений, стараясь сохранить корневую систему неповреждённой.
Используйте лупу для изучения структуры корня, попросите описать, насколько глубоко проник корень в почву, какой вид имеет земля вблизи корня.
Сделайте вывод о взаимосвязи между качеством почвы и развитием растения.
Игра №2: «Испаряющаяся вода»
Цель: Исследование процессов испарения воды, проводимых на примере водоёма Благовещенска (реки Амур).
Материалы: стаканчики с водой, наклейки с изображениями рыб, солнца, ветра; вентилятор, фен, грелка.
Ход игры:
Наполните стаканы одинаковым количеством воды, обозначьте уровень воды маркером.
Поставьте один стакан на подоконник, второй — на обогреватель, третий — под поток воздуха от вентилятора.
Регулярно проверяйте уровень воды в стаканах, отмечая изменения уровня жидкости.
Ответьте на вопросы: куда девается вода, почему в одном месте исчезает быстрее, какую роль играют солнце и ветер.
Подведите итог, объясняющий, как погода влияет на водные ресурсы города.
Игра №3: «Свойства песка и глины»
Цель: Исследовательская работа с материалами природного происхождения (песок и глина, распространёнными в окрестностях Благовещенска.
Материалы: сосуды с песком и глиной, немного воды, ложки, лопатки, емкости разной формы.
Ход игры:
Объясните детям разницу между двумя веществами: песчаной структурой берега Амура и плотной глинистой поверхностью дальних районов города.
Добавляйте в обе массы немного воды и предлагайте ребятам сравнить поведение веществ (форма, структура, способность лепиться).
Обратите внимание на отличия в прочности изделий из песка и глины.
Закрепите полученные выводы вопросом: почему строители используют разные виды грунта в строительстве домов?
Игра №4: «Тайны старой газеты»
Цель: Изучением изменений в материалах при воздействии внешних факторов, на примере старых газет и журналов Благовещенской библиотеки.
Материалы: старые журналы и газеты из архивов библиотек города, увеличительные стекла, специальные тесты на кислотность.
Ход игры:
Возьмите старый экземпляр журнала или газеты, изданной много лет назад.
Предложите детям осмотреть страницы, отметить изменения цвета, состояние страниц, наличие пожелтевших участков.
Проведите простой тест на кислотность бумаги, выяснив, каким было качество исходного сырья.
Пусть дети сформулируют гипотезу о влиянии условий хранения на сохранность печатных изданий.
Игра №5: «Воздушные пузыри над Амуром»
Цель: Экспериментальное изучение силы воздушных потоков и устойчивости конструкций воздушного шара (символично отражает воздушные течения над Амуром).
Материалы: воздушный шар, нитки, небольшие грузики, вееры, пластиковые трубки.
Ход игры:
Запустите воздушный шар вверх, прикрепив к нему небольшую гирьку, соответствующую весу самого шара.
Начните подавать воздух из трубочки или лопасти вентилятора в сторону шара, наблюдая за направлением движения.
Изменяя угол подачи воздуха, зафиксируйте точки наиболее устойчивого положения шара.
Итоговым результатом станет понимание влияния направления ветра на движение объектов в воздухе.
Эти пять дидактических игр включают прямые опыты и эксперименты, позволяющие детскому коллективу приобрести практические навыки исследования и пробуждения любопытства к изучению местного окружения Благовещенска.