Ольга Ким
«Исследователи космоса». Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования удовлетворить потребности детей в познании, радости и удовольствии.
Задачи:
- Упражнять детей в количественном и порядковом счёте, в пределах 10; отвечать на вопросы сколько? на котором месте по счёту.
- Закрепить знания о воздушном транспорте, геометрических фигурах, Солнечной системе, планетах, метеоритах.
Публикация «„Исследователи космоса“, Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- Продолжать учить отгадывать математические загадки; работать по схеме; развивать логическое мышление, творческое и пространственное воображение, совершенствовать связную речь, согласовывать движения с речью, коммуникативные способности.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Воспитывать интерес к математике, устойчивое внимание, аккуратность при выполнении аппликации, умение слышать друг друга, помогать товарищам.
Предварительная работа: Рассматривание детской энциклопедии «Астрономия и космос». Беседы: «Наша планета», «Солнечная система». Наблюдения за солнцем, продолжительностью дня. Рассматривание иллюстраций «Транспорт». Дидактические игры «Планеты и солнце» и т. д.
Поход в кинотеатр на анимационный фильм "Белка и Стрелка. Лунные приключения".
ИЗО: "Солнечная система" (рисунок).
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пришла радиограмма: Сегодня на Ио спутнике - вулкане планеты Юпитер начнётся извержение вулкана. Ели хотите посмотреть это завораживающее зрелище, прилетайте! (жители планеты Юпитер).
Воспитатель: Ребята, вы хотите это увидеть! (Да)
Тогда отправляемся в космическое путешествие.
Но если космонавтом хочешь стать-
Должен много-много знать!
Вопросы к детям:
1. Как звали первого космонавта? (Ю. А. Гагарин.)
2. Какими должен быть космонавт? (смелым, сильным, умным, сообразительным)
3. Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
4. Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
Молодцы, ребята!
Чтобы в космос полететь, нужно пройти на космодром.
Игра по порядку стройся.
Слушай мою команду: "В одну колонну становись! По порядку номеров рассчитайсь!
Кто стоит первым, третьим, каким по счету стоит Илья, Сева, Настя?
Разминка в движении «Мы идём на космодром».
Мы идём на космодром (движения выполняются соответственно речевому сопровождению)
Дружно в ногу мы идём,
Мы походим на носках,
И идём на пятках
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Посмотрели мы кругом (повороты головы вправо и влево)
Видим белую ракету (поднять голову вверх)
Высотой с огромный дом (подняться на носки)
Вышел из неё пилот, (шагают на месте)
Посмотрел на звездолёт (наклониться и посмотреть вперёд)
И сказал: «Привет, ребята!»
Вот и смена нам растёт.
Дети подходит к доске.
Дидактическая игра «Назови по порядку».
(На доске размещены иллюстрации летательных аппаратов).
Вопросы к детям:
1. Назовите, одним словом этот транспорт. (воздушный транспорт.)
2. Как по другому можно назвать? (летательные аппараты)
3. Посчитайте, сколько всего аппаратов? (слева на право)
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 всего 10 аппаратов.
4. А на чем же мы отправимся в космос (Ответы детей)
Правильно, мы можем полететь в космос на ракете.
5. Какая по счёту ракета? (вертолёт, воздушный шар).
Воспитатель: Давайте пройдем к нашим рабочим местам.
Перед каждым из вас лежат геометрические фигуры. Можете назвать их?
Какого цвета треугольник (прямоугольник, квадрат) и т. д.? Сколько всего фигур?
Я покажу схему, запомните её. Вам нужно собрать ракету, правильно соединив
геометрические фигуры (работа по схеме).
Работа детей.
Посмотрите на схему (показать). Все ли правильно выложили геометрические
фигуры. Приклейте их.
Художественное творчество: аппликация.
Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие конструкторы!
Но в полете мы можем встретится с разными ситуациями, давайте проведем
умственную разминку.
Предлагаю решить задачи-шутки.
- У бабушки Даши внучка Маша, внук Миша, кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (2)
- Один ослик нёс 5 кг сахара, а другой 5 кг ваты. У кого поклажа тяжелее? (Вес равный)
- Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц? (3)
- На столе лежало три яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (3)
- Сколько ушей у трёх мышей? (6)
- 9 грибов нашёл Вадим, а потом ещё один. Вы ответьте на вопрос: сколько он грибов принёс(10)
Воспитатель: Я вижу, вы готовы к полету. Приглашаю занять место в ракете. (Дети встают с мест).
Космонавты к полёту готовы? (Да). Чтобы наши ракеты смогли взлететь, вы все по команде: "Проверить двигатели", сделаете такое движение (воспитатель показывает круговое движение руками, согнутыми в локтях).
По команде "Взять контакт" (3 раза хлопните в ладоши).
По команде: "Включить двигатели" мальчики произносят звук "Ы", девочки звук "Ш", взрослые звук "Э".
Воспитатель: Участникам полёта объявляется готовность №1. Пристегнуть ремни!
Проверить двигатели.
Дети: (круговое движение руками, согнутыми в локтях)
Воспитатель: Взять контакт.
Дети: (3 раза хлопают в ладоши)
Воспитатель: Включить двигатели.
Дети: (произносят звуки)
Воспитатель: До взлёта осталось 10 секунд, считаем вместе в обратном порядке: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Полетели! (дети проходят на ковёр).
И вот мы в космосе. Ребята, что – то мелькнуло за иллюминатором ракеты.
Это метеориты, они разные по форме.
(на полу лежат геометрические фигуры-метеориты)
Воспитатель: - На какие геометрические фигуры они похожи?
(Треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)
- Чем отличаются метеориты? Какой лишний метеорит? (Треугольник)
- Как вы думаете, почему? (т. к. другие четырёхугольники)
Воспитатель: Что такое солнце?
Дети: Звезда.
Воспитатель: Сколько всего планет вращается вокруг солнца? (8 (написать пальчиком на манке рассыпанной на подносе цифру)
С какой планеты мы отправились в космическое путешествие?
Как называется наша планета? Какая она по счету?
Дети: Земля, 3. (напишите цифру 3, прикрепляю картинку на карту солнечной системы).
Воспитатель: Назовите самую близкую к Солнцу планету? Какая она по счёту?
Дети: Меркурий. 1. (напишите цифру 1, прикрепляю картинку на карту солнечной системы)
Воспитатель: Вторая от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли.
Дети: Венера. (напишите цифру 2, прикрепляю картинку на карту солнечной системы).
Воспитатель: Внимание! Пролетаем четвёртую планету от Солнца, кто подскажет как она называется, и почему её так назвали? (прикрепляю картинку на карту солнечной системы).
Дети: Марс - четвёртая планета Солнечной системы. С Земли она кажется кроваво-красного цвета, потому что почва на Марсе бурая, красная. Назвали планету в честь бога войны (напишите цифру 4, прикрепляю картинку на карту солнечной системы).
Опыт “Метеориты".
Ребята, наша ракета попала в метеоритный дождь (поймать два метеорита).
Перед детьми 2 одинаковых метеорита (шарики из пластилина).
Воспитатель: одинаковые ли шарики по величине? Затем один из них превращает в лепёшку. Предлагает детям подумать и ответить: где больше пластилина и почему? (Ответы детей).
(Далее один метеорит падает из рук воспитателя на поднос с манкой).
Опыт “Метеоритные кратеры”
Воспитатель: Представьте, что манка – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Ответы детей).
Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры.
Воспитатель: Приближаемся к следующей планете. Как она называется и какая она по счёту?
Дети: Юпитер, 5 планета.? (напишите цифру 5, прикрепляю картинку на карту Солнечной системы).
Воспитатель: Кто о ней расскажет?
Дети: Самая большая планета в Солнечной системе. Планета - гигант. На ней происходят такие явления как штормы, молнии, полярные сияния. У него есть несколько спутников, один из которых Ио - спутник - вулкан.
Воспитатель: Какие планеты идут за Юпитером? И что вы о них знаете?
Дети: Сатурн - 6 планета. Состоит из газов, жёлто-оранжевого цвета, окружена кольцами камней и льда. (напишите цифру 6, прикрепляю картинку на карту Солнечной системы).
Воспитатель: Кто вспомнит 7 планету-лежебоку. Как она называется?
Дети: Уран. Вращается она лёжа на боку, поэтому к Солнцу обращён то один её бок, то другой. Там 40 лет - день и 40 лет - ночь. (напишите цифру 7, прикрепляю картинку на карту Солнечной системы).
Воспитатель: Огромный, ярко-синий,
Наверное, самый красивый
Из всех известных нам планет.
Пусть не обманет этот цвет
Лазурный, но ласкового моря нет.
Дети: Нептун - 8 планета.
(напишите цифру 8, прикрепляю картинку на карту Солнечной системы).
Воспитатель: Вот мы и прилетели на Юпитер
В две колонны становись! Нас ждёт спутник Юпитера Ио.
Пока летим я буду задавать занимательные вопросы.
(Вопросы должны задаваться быстро. Ответы не обсуждаются. За правильный ответ передвигаемся на один шаг вперёд).
- В пустом стакане есть орехи?
- Суп едим вилкой?
- Снег идёт летом?
- Понедельник после вторника?
- Кошка боится мышку?
- Ноябрь - осенний месяц?
- Дерево выше, чем куст?
- Морковь бывает синяя?
- Солнце - планета?
- Мама старше бабушки?
- Берлога медведя на ветке?
Прилетели.
(Дети встают вокруг стола. На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками.)
Воспитатель: На Ио - спутнике - вулкане находится более 400 действующих вулканов, постоянно извергающих из недр потоки лавы. Вот-вот начнётся извержение.
Экспериментирование «Извержение вулкана».
(в жерло вулкана: две чайные ложки соды, налить полстакана воды, добавить кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета. В полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать. Влить две столовые ложки уксуса в жерло вулкана. Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.)
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Воспитатель: Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу. Возьмите по камушку (минералу) на память.
Мы возвращаемся домой! Все космонавты готовы к полёту?
Пристегнуть ремни! Проверить двигатели!
Дети: (круговое движение руками, согнутыми в локтях)
Воспитатель: Взять контакт.
Дети: (3 раза хлопают в ладоши)
Воспитатель: Включить двигатели.
Дети: (произносят звуки)
Воспитатель: До взлёта осталось 10 секунд, считаем вместе в обратном порядке: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Полетели!
Полетели! (дети выходят в раздевалку со словами) .
Дети: На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восьмой — НЕПТУН.