Светлана Юрьевна Шапкина
«Исследовательская деятельность дошкольников. Влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Открытого занятия в старшей группе
"Исследовательская деятельность дошкольников. Влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений".
Детское экологическое объединение
Педагог дополнительного образования
Шапкина С. Ю
Задачи:
Учить строить свои взаимоотношения с комнатными растениями на основе осознания их значимость;
Публикация «„Исследовательская деятельность дошкольников, Влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
развивать исследовательские навыки, обощая и делая выводы;
Закреплять знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью условных обозначений;
Воспитывать любознательность к окружающему миру.
Обогащение словарного запаса: "лаборатория",
"микроскоп",
"учебные - исследователи",
"плодородная" (почва).
Предварительная подготовка:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе, д. и., зарисовки опытов по выявлению влияния факторов неживой природы на рост и развитие растений, знакомство с микроскопом, настольно - печатные игры.
Материал:
Карточки с условными обозначения живой и неживой природы, белые халаты на каждого ребенка. 2 микроскопа, ящик ощущений, оборудоание для опытов с песком, глиной, почвой, обруч.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, давайте с вами поиграем в игру "Живая - неживая" природа. Если я называю объект живой природы, вы хлопаете в ладоши, если неживой - то не хлопаете. Договорились? Тогда начинаем. ( Воспитатель называет: дерево, земля, листики, цветок, камень, вода, птица, воздух, радуга, растение). Молодцы, вы были очень внимательны и все выполнили правильно.
А ещё ребята, я хочу предложить очень интересное задание, и если вы с ним справитесь, то отправитесь в настоящую лабораторию, где будете исследовать тайны природы.
- Возьмите себе по одной карточке с условными обозначениями живой и неживой природы. У меня есть два дома (два круга, а ваши карточки - жильцы моих домов. Один дом, его я обозначу цветочком - для жильцов живой природы, а другой дом, его я обозначу солнышком - для жильцов неживой природы. Подумайте внимательно и расселите 2жильцов" по домам. (Дети выполняют).
Воспитатель:
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? Это у нас какая природа? Живая, кто живет в этом доме (Животные, птицы, насекомые, растения). А это? неживая. Кто здесь живёт? (воздух, почва, ветер, вода).
- Дети, а как одним словом сказать? Что это?
- Это природа. А как это обозначать? (Нарисовать большой круг, выложить ниточкой, можно обозначить обручем).
Воспитатель:
Вот мы и построили с вами большой дом природы, в котором есть и живая природа и неживая природа.
Воспитатель:
Ребята. вы справились с этим заданием, поэтому я предлагаю вам надеть белые халаты и стать учёными исследователями. (Дети и воспитатель одевают халаты). Итак, мы отправляемся с вами в лабораторию. Я хочу показать вам удивительную коробку.
Воспитатель:
Что за чудо перед вами
Без окошек, без дверей
В рукава засунув руки
Вы узнаете, что в ней.
(Дети по очереди определяют, что в коробке песок, глина, почва).
- А сейчас отгадайте загадку:
В почву я его сажаю
Аккуратно поливаю,
Поливаю, берегу
Подарить его могу.
- Правильно, это комнатное растение, это цветок.
(Выставляю детям комнатное растение - бальзамин).
- Как называется это растение? (Бальзамин).
Воспитатель:
Это растение в народе прозвали Ванька - мокрый. как вы думаете, почему? (Любит воду). А что у растения в земле? (Корень). А зачем нужно рыхлить почву? (Чтобы к корням поступал воздух). А в вода есть воздух? Давайте проверим.
Опыт:
Дети дуют в трубочку в стакан с водой, обнаруживают пузырьки.
Вывод:
В воде есть воздух.
Дети, а как вы думаете, могут наши растения расти в песке? А в глине? Почему нет? Сейчас мы это и будем исследовать. И воспользуемся прибором, с которым мы уже знакомы.
- Кто помнит как он называется? Микроскоп - это удивительный прибор с волшебным стеклом, которое помогает увидеть то, что нельзя увидеть невооружённым глазом. но сначала давайте проверим, пропускает ли песок воду?
1. Опыт с песком.
Вывод: песок хорошо пропускает воду. Почему? Рассматривание песка (влажного) в микроскоп.
Вывод: песок состоит из песчинок. Частицы песка не соединяются друг с другом, между ними есть воздух. Предложить детям стать песчинками.
2. Опыт с глиной.
Вывод: глина не пропускает воду Почему? рассматривание глины (влажной) в микроскоп.
Вывод: частицы глины плотно прижаты друг с другом, между ними нет воздуха, поэтому глина не пропускает воду. Предложить детям стать частицами глины.
3. Опыт с почвой.
Вывод: часть воды прошла часть осталась. Почему? Рассматривание почвы в микроскоп.
Вывод: в почве есть частицы песка, и частицы глины, и другие питательные частицы называется плодородной. предложить детям стать частицами почвы.
- Дети к какому выводу мы с вами пришли? В какой почве лучше будет расти растение?
- В плодородной почве.
Воспитатель:
Ребята, а вот дети младшей группы не знали этого и посадили растение в песок и глину. Посмотрите, что произошло с растениями? (Они заболели).
- Давайте на следующем занятии нарисуем этим детям условное обозначение для почвы и подарим им. а теперь, дорогие исследователи, скажите, что же нужно для роста растений?
Дети:
Растениям нужны свет, тепло, вода, и почва.
Воспитатель:
А нам это нужно? Да.
Значит мы и растения похожи? Да.
А чем?
Дети:
Человек растет и растение растет.
Человек питается и растение питается
Человек дышит и растение дышит.
Человек двигается и растение двигается.
Человек размножается и растение размножается.
Ребята, вот и подошла к концу наша работа в лаборатории. Кому чем понравилось заниматься? Воспитатель называет отличившихся, хвалит за старание, аккуратность. Дети выходят из лаборатории, снимают халаты.