Горбунова Ирина
Исследовательская деятельность в процессе коррекции речи дошкольников с использованием «умного зеркала»
▼ Скачать + Заказать документы
Горбунова Ирина Николаевна – воспитатель МБДОУ ДС № 52 «Ласточка» Старооскольского городского округа Белгородской области
Кириченко Оксана Валериевна - воспитатель МБДОУ ДС № 52 «Ласточка» Старооскольского городского округа Белгородской области
Сазонова Ирина Николаевна – учитель-логопед МБДОУ ДС № 52 «Ласточка» Старооскольского городского округа Белгородской области
Памятка
Публикация «Исследовательская деятельность в процессе коррекции речи дошкольников с использованием „умного зеркала“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Исследовательская деятельность в процессе коррекции речи дошкольников с использованием инновационного оборудования «Умного зеркала ArtikMe»»
(дидактический материал в номинации «Памятка обучающемуся по исследовательской деятельности»). Уникальность текста конкурсного материала составляет 100 %.(фото прилагается, сервисом проверки текста на «Антиплагиат» -
Аннотация.
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый язычок» разработана на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Исследовательская деятельность в рамках реализуемой дополнительной общеобразовательной программы, направлена на развитие познавательной активности детей и способствует развитию детской инициативы, повышает мотивацию. А использование в ней инновационного оборудования «Умного зеркала», делает её доступной для понимания дошкольника, дает поле для самостоятельности и самоконтроля. И главное делает работу по коррекции речи интересной и веселой.
Цель: повышение эффективности коррекционной работы путем исследовательской деятельности при помощи инновационного оборудования «Умное зеркало».
Задачи:
- формирование фонетического строя русского языка;
- развитие фонематического восприятия, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе;
- подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов, координировать движения органов артикуляции, развивать моторику рук, физиологическое и речевое дыхание.
Ожидаемые результаты:
- знает артикуляционные уклады основных фонематических групп звуков;
- плавно и легко владеет движениями артикуляционного аппарата, контролирует темп движения.
-владеет точными движениями органов артикуляции и мелкой моторики.
Возрастной диапазон охватывает детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой по всем направлениям коррекции речи. При наличии оборудования данным опытом работы и информацией могут пользоваться воспитатели логопедических и общеразвивающих групп, также логопеды и родители.
Выделены основные направления исследовательской деятельности, которые используются в Умном зеркале :
1. Исследование собственного артикуляционного аппарата.
Исследование перед Умным зеркалом начинается с изучения своего артикуляционного аппарата, ребенок выясняет, какие органы участвуют в образовании звуков, как они функционируют. Какую роль играют зубы, рот, небо, как ведет себя язык при произношении звуков. Например, когда произносит звук. С – он внизу, при произношении шипящих - вверху и т. д.
Каждый звук имеет свою артикуляционную позу и в ее отработке нам поможет блок «Артикуляционная гимнастика». В нем представлена гимнастика на разные звуки. Ребенок экспериментирует с упражнениями, выбирает их сам. Затем анализирует: где был его язычок, в каком положении, как вел себя ротик. Можно попробовать выполнить абсолютно разные упражнения, многократно, чтобы сделать правильный вывод о том подходит ли это упражнение для звука, который он сейчас отрабатывает с педагогом. К каждому упражнению прилагается озвучка.
2. Исследование речевого дыхания.
В блоке «Дыхательная гимнастика» исследование начинается с процесса развития речевого выдоха и воздушной струи.
При помощи микрофона и клавиширегулировки педагог контролирует силу выдоха и воздушную струю. Ребенок успешно выполняет задание, за что получает похвалу от героев. Дети помогают героям справиться со сложной ситуацией, ищут и предлагают решение, исследуя проблему.
3. Исследование моторики.
Начать исследование в блоке «Пальчиковая гимнастика» нам поможет камера, которая вмонтирована в умное зеркало. Она считывает исходное положение рук и пальцев в начале выполнения упражнения. Если камера не «опознала» руку, она так и просигнализирует. Если положение верное, то после сигнала, ребенок вместе с зеркалом - по показу (в зеркале) выполняет выбранное им упражнение, сопровождающееся голосовым комментарием. Уровень можно усложнить, выполняя два разных упражнения двумя руками. При выполнении упражнения педагог включает режим «картинка на экране», благодаря которому, ребенок видит себя и педагога на мониторе зеркала. Может проанализировать правильность выполнения упражнений или придумать свое упражнение, а может и озвучить на свой лад.
Развитие речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому исследование моторики очень важный этап в процессе коррекции речи.
4. Исследование звукопроизношения.
В данном блоке исследовательскую деятельность можно разделить на три раздела:
1. Звуковой маршрут (не речевые звуки). Исследуем не речевые звуки. Ребенок на экране выбирает с кем ему отправиться в путешествие. Это может быть путешествие на пароходе, божьей коровкой, пчелкой. Взрослый устанавливает уровень сложности, исходя из речевого развития ребенка.
2. Автоматизация звуков. Представлены игры - упражнения, в которых ребенок исследует положение звука в начале, середине и в конце слова, темы по автоматизации звуков с открытыми слогами.
3. Дифференциация звуков. Дифференциацию звуков можно превратить в исследовательский квест. Самостоятельный выбор игр-упражнений предоставляется ребенку. В исследованиях этого блока, в каждом разделе можно использовать конструктор игр, он поможет ребенку проявить инициативу, развить самостоятельность в работе с компьютером, развивать воображение, память, ставить проблему, анализировать ее, искать пути решения, показывать наглядный результат.
Умное зеркало уникальный продукт, благодаря которому открываются новые горизонты для развития нашего будущего, а будущее - это наши дети!
Литература:
1. Руднева И. И., Токшина Ж. А. ArtikMe : методическое пособие. / И. И. Руднева. - Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2020.-48 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://rd-robot.ru/assets/manager/manuals/ArtikMe_MP.pdf
2. Репина З. А. Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. / З. А. Репина// Вопросы гуманитарных наук. -2004, № 5- с. 14 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=104528
3. Создано первое в мире «умное» зеркало для массового использования. https://31tv.ru/novosti/47479/