Лучший педагог года

«Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»

Елена Савельева
«Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В дефектологии имеются наблюдения, свидетельствующие о тесной связи функций речи и руки. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. У ребенка - правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом.

Темочки:

Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Известно, что у детей с дизартрией очень часто наблюдаются двигательные нарушения, которые возникают в результате поражения различных структур мозга. И даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Одним из таких приемов является использование физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях.

Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши».

Мы вчера ходили в лес,

Много видели чудес!

Там зайчишка проскакал,

И нам лапкой помахал.

Мишка косолапый малину собирал,

И всех ребятишек малиной угощал.

Еж сердитый, недотрога,

Попыхтел на нас немного

Важный лось в лесу гулял,

Мухоморы собирал;

Ну, а рыжая лиса

Следит за мной из-за куста!

Из леса мы домой пришли,

Съели суп,

И спать легли.

Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».

В зоопарк пришли детишки,

И девчонки, и мальчишки.

Вот верблюд с двумя горбами

Важно ходит перед нами;

Вот забавная мартышка

Корчит рожицы детишкам;

Скачет быстрый кенгуру,

Приглашает нас в игру!

Мы шумели и шалили так,

Что тигров разбудили.

Зарычали грозно тигры:

Прекратите эти игры!

Поскорее уходите,

И злых тигров не дразните!

Лексическая тема «День защитников Отечества».

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз,

Правой-раз!

Посмотрите все на нас!

Мы, как летчики, летаем,

Как крылья, руки поднимаем;

Как моторы, мы рычим,

И летим, летим, летим!

А теперь мы-моряки,

Вдаль глядим из-под руки,

Бинокли в руки мы возьмем,

На дальний берег наведем.

Лексическая тема «Домашние животные».

Молоко лакает кот,

Умывает лапкой рот;

У коровы есть рога,

Молоко дает она;

Конь копытом землю бьет,

Пес пройти нам не дает.

Вместе все они живут,

В гости нас к себе зовут.

Лексическая тема «Домашние птицы».

В гости к бабушке ходили,

Птиц домашних там кормили;

Птицы нас благодарили,

И по-птичьи говорили:

Гусь гогочет: га-га-га,

Вам спасибо, детвора!

Сказала утка: кря-кря-кря,

Вы сюда пришли не зря!

Курочка-хохлатка нам снесла яичко,

У моей бабули вот такие птички!

Лексическая тема «Зимние забавы».

Сугробов много во дворе,

Пора гулять уж детворе!

Лыжи, санки мы возьмем,

И на горочку пойдем.

На катке сверкает лед,

Коньки наденем- и вперед!

Надоели нам коньки,

Давайте все играть в снежки!

Увлеклись мы все игрой,

Но нам уже пора домой!

Лексическая тема «Зимующие птицы».

У кормушки много птиц:

Воробьев, ворон, синиц,

Сорок, дятлов, снегирей,

Всех накормим поскорей!

Им насыплем хлебных крошек,

Семечек дадим немножко;

Прилетайте к нам всегда,

Ждет вас вкусная еда!

Лексическая тема «Насекомые».

На поляне у реки,

Где всегда цветут цветы,

Живет много насекомых

Небывалой красоты!

Там пестренькая бабочка

Порхает у цветка,

С огромными глазами

Летает стрекоза;

Там муравей-трудяга

Соломинку несет,

Зелененький кузнечик

Стрекочет и поет!

Лексическая тема «Продукты».

Мы сегодня повара,

Приготовим суп с утра.

В кастрюле есть у нас вода,

Мясо бросим мы туда,

На плиту потом поставим,

Мясо мы кипеть заставим;

А пока оно кипит,

Нагуляем аппетит.

Сходим в погреб за картошкой,

И лучку возьмем немножко,

И морковки, и капусты,

Суп чтоб получился вкусный!

Все в кастрюлю мы добавим,

И опять кипеть заставим.

Сап готов уже- ура!

Нам обедать всем пора!

Лексическая тема «Новогодний праздник».

Водим вокруг елки

Дружный хоровод.

Вместе мы встречаем

Праздник Новый год!

На елочке игрушки:

Шарики, хлопушки,

Гирлянды и фонарики,

Мишура и шарики!

У елки мы потопаем,

Ручками похлопаем,

Вокруг себя покружимся,

Друг с другом мы подружимся!

Лексическая тема «Зимняя одежда, обувь, головные уборы».

Вот пришла пора гулять,

Одежду надо надевать;

Раз-наденем мы штаны,

Очень теплые они!

Два- наденем свитерок,

Не продул чтоб ветерок;

На голову шапку надо надеть,

Чтобы нам не заболеть.

Шубу теплую наденем,

Пуговицы застегнем,

Шею шарфиком повяжем,

И во двор гулять пойдем!

Лексическая тема «Строительные профессии».

Вот строитель строит дом,

Будет жить удобно в нем,-

Крыша, стены, дверь, окно, -

Будет в домике светло.

Красит стены нам маляр,

Мебель делает столяр,

Стекольщик окна застеклил,

Слесарь воду в дом пустил.

Печку сложит нам печник,

Чтоб в дом холод не проник.

А когда мы подрастем,

Тоже будем строить дом!

Лексическая тема «Наш город».

Мы по улице шагаем,

Все, что видим, называем:

Магазины, парк, фонтан-

Отдыхать приятно там;

Школа, банк и стадион-

Для здоровья нужен он!

Супермаркет, детский сад,

Вот скамейки в ряд стоят;

На них присядем отдохнуть,

А теперь - в обратный путь!

Методические рекомендации:

• Предлагаемые стихотворные тексты можно использовать как в качестве динамических пауз во время фронтальных логопедических занятий для развития общей моторики, так и на индивидуальных или подгрупповых занятиях для развития мелкой моторики с детьми 4-7 лет;

• Детям также можно предложить раскрасить рисунки, что также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук;

• Данные стихотворные тексты, положив на музыку, можно также использовать на логоритмических занятиях.

Библиография:

1. Андронова Л. З. Коррекция интонационной речи при заикании // ж. Дефектология, 1988, № 6

2. Волкова Е. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2003

3. Емельянова Л. Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией. / ж Школьный логопед 2 (2, 2004

4. Копачевская Л. А., Лаврова Е. В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. Библиотека педагога-практика. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М., Воронеж, 2003

5. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой – СПб., 2005.

6. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией. // ж. Логопедия. № 1 (3) 2004

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя группы №2 (первая младшая группа)Ивановой Натальи.

«Улица звуков» в кабинете учителя-логопеда«Улица звуков» в кабинете учителя-логопеда В моем кабинете на одной из стен находится Улица звуков. на ней "построен" Дом звуков. Функций он выполняет множество:можно расселять в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 19:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Савельева (УИ 169651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД