Приложение МААМ

«Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»

Елена Савельева
«Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В дефектологии имеются наблюдения, свидетельствующие о тесной связи функций речи и руки. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. У ребенка - правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом.

Публикация «„Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях“» размещена в разделах

Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Известно, что у детей с дизартрией очень часто наблюдаются двигательные нарушения, которые возникают в результате поражения различных структур мозга. И даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Одним из таких приемов является использование физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях.

Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши».

Мы вчера ходили в лес,

Много видели чудес!

Там зайчишка проскакал,

И нам лапкой помахал.

Мишка косолапый малину собирал,

И всех ребятишек малиной угощал.

Еж сердитый, недотрога,

Попыхтел на нас немного

Важный лось в лесу гулял,

Мухоморы собирал;

Ну, а рыжая лиса

Следит за мной из-за куста!

Из леса мы домой пришли,

Съели суп,

И спать легли.

Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».

В зоопарк пришли детишки,

И девчонки, и мальчишки.

Вот верблюд с двумя горбами

Важно ходит перед нами;

Вот забавная мартышка

Корчит рожицы детишкам;

Скачет быстрый кенгуру,

Приглашает нас в игру!

Мы шумели и шалили так,

Что тигров разбудили.

Зарычали грозно тигры:

Прекратите эти игры!

Поскорее уходите,

И злых тигров не дразните!

Лексическая тема «День защитников Отечества».

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз,

Правой-раз!

Посмотрите все на нас!

Мы, как летчики, летаем,

Как крылья, руки поднимаем;

Как моторы, мы рычим,

И летим, летим, летим!

А теперь мы-моряки,

Вдаль глядим из-под руки,

Бинокли в руки мы возьмем,

На дальний берег наведем.

Лексическая тема «Домашние животные».

Молоко лакает кот,

Умывает лапкой рот;

У коровы есть рога,

Молоко дает она;

Конь копытом землю бьет,

Пес пройти нам не дает.

Вместе все они живут,

В гости нас к себе зовут.

Лексическая тема «Домашние птицы».

В гости к бабушке ходили,

Птиц домашних там кормили;

Птицы нас благодарили,

И по-птичьи говорили:

Гусь гогочет: га-га-га,

Вам спасибо, детвора!

Сказала утка: кря-кря-кря,

Вы сюда пришли не зря!

Курочка-хохлатка нам снесла яичко,

У моей бабули вот такие птички!

Лексическая тема «Зимние забавы».

Сугробов много во дворе,

Пора гулять уж детворе!

Лыжи, санки мы возьмем,

И на горочку пойдем.

На катке сверкает лед,

Коньки наденем- и вперед!

Надоели нам коньки,

Давайте все играть в снежки!

Увлеклись мы все игрой,

Но нам уже пора домой!

Лексическая тема «Зимующие птицы».

У кормушки много птиц:

Воробьев, ворон, синиц,

Сорок, дятлов, снегирей,

Всех накормим поскорей!

Им насыплем хлебных крошек,

Семечек дадим немножко;

Прилетайте к нам всегда,

Ждет вас вкусная еда!

Лексическая тема «Насекомые».

На поляне у реки,

Где всегда цветут цветы,

Живет много насекомых

Небывалой красоты!

Там пестренькая бабочка

Порхает у цветка,

С огромными глазами

Летает стрекоза;

Там муравей-трудяга

Соломинку несет,

Зелененький кузнечик

Стрекочет и поет!

Лексическая тема «Продукты».

Мы сегодня повара,

Приготовим суп с утра.

В кастрюле есть у нас вода,

Мясо бросим мы туда,

На плиту потом поставим,

Мясо мы кипеть заставим;

А пока оно кипит,

Нагуляем аппетит.

Сходим в погреб за картошкой,

И лучку возьмем немножко,

И морковки, и капусты,

Суп чтоб получился вкусный!

Все в кастрюлю мы добавим,

И опять кипеть заставим.

Сап готов уже- ура!

Нам обедать всем пора!

Лексическая тема «Новогодний праздник».

Водим вокруг елки

Дружный хоровод.

Вместе мы встречаем

Праздник Новый год!

На елочке игрушки:

Шарики, хлопушки,

Гирлянды и фонарики,

Мишура и шарики!

У елки мы потопаем,

Ручками похлопаем,

Вокруг себя покружимся,

Друг с другом мы подружимся!

Лексическая тема «Зимняя одежда, обувь, головные уборы».

Вот пришла пора гулять,

Одежду надо надевать;

Раз-наденем мы штаны,

Очень теплые они!

Два- наденем свитерок,

Не продул чтоб ветерок;

На голову шапку надо надеть,

Чтобы нам не заболеть.

Шубу теплую наденем,

Пуговицы застегнем,

Шею шарфиком повяжем,

И во двор гулять пойдем!

Лексическая тема «Строительные профессии».

Вот строитель строит дом,

Будет жить удобно в нем,-

Крыша, стены, дверь, окно, -

Будет в домике светло.

Красит стены нам маляр,

Мебель делает столяр,

Стекольщик окна застеклил,

Слесарь воду в дом пустил.

Печку сложит нам печник,

Чтоб в дом холод не проник.

А когда мы подрастем,

Тоже будем строить дом!

Лексическая тема «Наш город».

Мы по улице шагаем,

Все, что видим, называем:

Магазины, парк, фонтан-

Отдыхать приятно там;

Школа, банк и стадион-

Для здоровья нужен он!

Супермаркет, детский сад,

Вот скамейки в ряд стоят;

На них присядем отдохнуть,

А теперь - в обратный путь!

Методические рекомендации:

• Предлагаемые стихотворные тексты можно использовать как в качестве динамических пауз во время фронтальных логопедических занятий для развития общей моторики, так и на индивидуальных или подгрупповых занятиях для развития мелкой моторики с детьми 4-7 лет;

• Детям также можно предложить раскрасить рисунки, что также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук;

• Данные стихотворные тексты, положив на музыку, можно также использовать на логоритмических занятиях.

Библиография:

1. Андронова Л. З. Коррекция интонационной речи при заикании // ж. Дефектология, 1988, № 6

2. Волкова Е. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2003

3. Емельянова Л. Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией. / ж Школьный логопед 2 (2, 2004

4. Копачевская Л. А., Лаврова Е. В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. Библиотека педагога-практика. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М., Воронеж, 2003

5. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой – СПб., 2005.

6. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией. // ж. Логопедия. № 1 (3) 2004

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя группы №2 (первая младшая группа)Ивановой Натальи.

«Улица звуков» в кабинете учителя-логопеда«Улица звуков» в кабинете учителя-логопеда В моем кабинете на одной из стен находится Улица звуков. на ней "построен" Дом звуков. Функций он выполняет множество:можно расселять в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 19:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Савельева (УИ 169651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД