МААМ-картинки

Использование драматизации для развития речи детей с ОНР на занятиях учителя-логопеда (6 фото)

Еванжелина Вялкина
Использование драматизации для развития речи детей с ОНР на занятиях учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем.

Многие практикующие учителя-логопеды согласятся со мной, что в последнее время увеличилось число детей с речевыми нарушениями.

Дети с ОНР, как правило, инертны, пассивны, зачастую замкнуты и пугливы. Как же развивать потребность к общению, желание говорить? Я пришла к выводу, что помочь детям могут разнообразные игры-драматизации.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Здесь дети-артисты.

Публикация «Использование драматизации для развития речи детей с ОНР на занятиях учителя-логопеда» размещена в разделах

Я в своей работе широко использую игры-драматизации. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности восприятия художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонацию.

Дети понимают, что речь актёра должна быть разборчивой, звучной, выразительной.

Я стараюсь, чтобы в драматизациях участвовали все дети, даже самые застенчивые, ведь ребёнок во время драматизации чувствует себя раскованно и свободно.

Я наблюдала за детьми вне занятий: играют самостоятельно в сюжетно-ролевые игры «больницу», «парикмахерскую», «семью» - это тоже драматизации. Дети общаются друг с другом, каждый проговаривает свою роль.

Я считаю, что важным условием руководства играми- драматизациями являются индивидуальный подход.

Я учитываю индивидуальные особенности ребёнка, поэтому даю возможность ребёнку выступить наравне с другими, хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. И не важно, какую роль он играет, главное он создаёт образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в роль, справляясь с волнением.

Я использую драматизацию на всех занятиях: индивидуальных, групповых и фронтальных.

На всех занятиях дети выполняют пальчиковую гимнастику с речёвкой.

Во время изучения лексической темы «овощи» я с детьми выполняю пальчиковую гимнастику «Капуста»

Мы капусту рубим,

Мы морковку трём,

Мы капусту солим

Мы капусту жмём.

Выбираю ребёнка – капусту и ребёнка – морковку. Надеваю на них шапочки. Они стоят в центре круга, остальные дети выполняют гимнастику с речёвкой. С детьми разбираю, кто действующие персонажи. Дети охотно исполняют роль капусты и морковки.

Использование драматизации для развития речи детей с ОНР на занятиях учителя-логопеда

При изучении этой же лексической темы учила с детьми рассказ

«Почему огурец в пупырышках».

Жили были в огороде огурец и капуста. Было летом очень жарко. Вот капуста и говорит огурцу: «Пойдём, огурец, на речку купаться».

«Ну что же, капуста, пойдём».

Пришли они на речку. Огурец бултых в воду и поплыл, а капуста стала раздеваться. Сняла один листок, другой, пятый, десятый… И пока она раздевалась огурец замёрз и покрылся пупырышками.

Дети с большим удовольствием исполняют роли огурца и капусты, а так же ведущего. В самом начале роль ведущего выполняю я.

Фото №1 Конспекты занятий ОНР у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем

На индивидуальных занятиях я беру любое четверостишье и проигрываю его с ребёнком. Это диалог двух: мой и ребенка.

При автоматизации звука «ч» я брала стихотворение «Мячик»

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.

На ребёнка надевала шапочку девочки, давала ей мячик, она его роняла, стояла над ним и «плакала» и говорила: «Я уронила свой мячик, ой, ой, мне жалко мячик».

Я ей говорила слова из стихотворения: «Не плачь, Танечка, твой мячик не утонет, я помогу тебе его достать». Я достаю ей мячик, она его берёт, улыбается, говорит: «Спасибо».

Потом мы меняемся ролью.

На подгрупповых занятиях я повторяю драматизации, которые показывали дети на фронтальных занятиях.

При прохождении лексической темы «Дикие животные» разучиваю драматизации с детьми. Например:

«Лиса и ёж»

Лиса: «Всем ты ёж хорош и пригож, да вот только колючки тебе не к лицу»

Ёж: «А что, я лиса, с колючками, не красивый что ли?»

Лиса «Да не то, чтобы не красивый…»

Ёж: «Ну, какой же я с колючками?»

Лиса: «Да какой- то ты с ними брат, несъедобный»

Фото №2 Многие практикующие учителя логопеды согласятся со мной что в последнее время увеличилось число детей с речевыми нарушениями

«Заяц и ёж»

Встретились заяц и ёжик.

Заяц: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье»

Ёж: «Правда, но мои колючки спасают меня от зубов волка и собаки. Служит ли тебе так твоя беленькая шубка?»

Зайчик вместо ответа только вздохнул: «Нет».

При прохождении лексической темы «Части тела» с детьми учу рассказ

«Про нос и язык»

Катя спрашивает бабушку: «Скажи, бабушка, почему у меня две ручки, две ножки, два глаза, два уха, а нос один и язык тоже один?»

«Да потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, но меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала».

Дети знакомятся с рассказами, выясняют, кто действующие лица. Выбираю детей, которые исполняют роль Кати и бабушки. Я могу на роль Кати выбрать мальчика. Спрашиваю, как бабушка обратится к мальчику? «Милый внучек». Вместо бабушки, выбираю дедушку (мальчика). На детей надеваю шапочки, тут и Катя и Дима и бабушка и дедушка.

Фото №3 Дети с ОНР как правило инертны пассивны зачастую замкнуты и пугливы

На занятиях по произношению тоже использую драматизацию. На занятии по теме: автоматизация звука «л» я беру рассказ «Белка и волк», его дети рассказывают по ролям. На всех видах занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных) один и тот же ребёнок может исполнять разные роли: то волка, то белки.

«Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк выскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «отпусти меня, волк». Волк сказал: «Я отпущу тебя, только ты скажи, от чего вы, белки, веселы и прыгаете с ветки на ветку, а мне всегда скучно?»

«Отпусти меня на ёлку, я оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь».

Волк отпустил её. Белка оттуда сказала: «Мы, белки весёлые, потому, что мы добрые и зла никому не делаем. А тебе скучно потому, что ты злой, тебя злость жжёт».

Фото №4 Как же развивать потребность к общению желание говорить Я пришла к выводу что помочь детям могут разнообразные игры драматизации

При изучении звука «п (пь)», я с детьми разучивала рассказ

«День поросёнка»

Поросёнок Персик пришёл на почту и сказал Пете – почтальону:

Персик «Завтра наш праздник день поросёнка. Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит».

Ведущий Пончик жил на другой стороне пруда.

Петя «Пешком далеко – ко – ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту».

Ведущий Сел он на плот, поставил парус и плывёт потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развалился и Петя упал в воду. А плавать Петя не умел.

Петя «Помогите! Тону!»

Ведущий А Пончик сидит возле своего дома и размышляет:

Пончик «Потонет петух или не потонет?»

Ведущий Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

Персик: «Ты что-ж, Пончик не помог? Ведь Петя тебе посылку вёз».

Пончик «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».

Фото №5 Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого либо сюжета в соответствии со сценарием

Дети с большим удовольствием исполняют роли Персика, а Пончика играть не хотят, потому, что он не помог петушку.

Драматизация – это одно из средств всестороннего развития личности ребёнка. Этот вид деятельности оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка. В драматизациях ребёнок исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Работая с детьми над драматизацией, я не преследую цель обучить их актёрскому мастерству, а стремлюсь создать непринуждённую, радостную обстановку.

Ежедневно включаю драматизацию во все формы педагогического процесса (артикуляционная гимнастика, логоритмика, скороговорки, чистоговорки, заучивание стихотворений, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика).

Благодаря систематическому использованию игры-драматизации дети стали увереннее в себе, раскованнее, общительнее.

Игра – драматизация является хорошим средством развития речи детей.

В своей работе я использую следующую литературу:

- Богомолова Л. И. /«Нарушение произношения у детей»

- Успенская Л. П. и Успенский М. Б. / «Учись говорить правильно»

- Волина Г. А. / «Учите играя»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Что такое дошкольный логопункт Что такое логопункт? Уже на протяжении многих лет наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. Они, как известно, очень разнообразны.

План работы с родителями План работы учителя-логопеда с родителями на 2014-2015 учебный год. № Вид деятельности Сроки проведения 1. Обследование речи детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование драматизации для развития речи детей с ОНР на занятиях учителя-логопеда
Опубликовано: 4 марта 2015 в 15:06
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование драматизации для развития речи детей с ОНР на занятиях учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Еванжелина Вялкина (УИ 173243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД