Лучший педагог года

Использование художественного слова на занятиях по ручному труду

Наталья Бурыка
Использование художественного слова на занятиях по ручному труду

Доклад

по

теме:

«Использование художественного слова на занятиях по ручному труду».

2014г.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Известный российский ученый Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

Публикация «Использование художественного слова на занятиях по ручному труду» размещена в разделах

В этом учебном году я работаю с детьми старшего возраст, со слабослышащими и с детьми с речевыми нарушениями. Данный возраст отличается особой спецификой нравственного развития. Дети в данном возрасте достаточно самостоятельны, у них развито самосознание, возрастает способность к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности».

Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму.

Используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

У детей-логопатов слабо развито произвольное внимание, память, представления о пространственных признаках и отношениях. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Практически все дети-логопаты пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.

Каждое занятие по труду сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит частая смена деятельности. В результате, на выполнение самой поделки уходит всего 8-10 минут, а в остальное время проводится коррекционная работа. Основные разделы занятия : вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме. Используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения, сформировать нравственные представления и нравственный опыт, способствующий сообщению детям знаний о моральных качествах человека. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом вносят вклад в психическое развитие ребенка. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребенок обладает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. Использование на занятиях художественного слова, музыкальных отрывков создает определенные условия, при которых происходит формирование эстетических чувств детей. Занятия по ручному труду способствуют познанию окружающей действительности, развивают пространственно - конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, речь.

Для формирования творчества на занятиях по ручному труду большое значение имеет взаимодействие художественного слова. Благодаря этому педагог создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе, обогатить его выразительными деталями. Активное использование художественного слова продолжается на уроках и в начальной школе, так как у младших школьников по-прежнему образное мышление занимает большое место, оно становится фундаментом для развития абстрактного мышления, поэтому, чем больше ребенок получает впечатлений визуальных, вербальных тем более глубоким и многообразным будут душа и мысли подрастающего человека. Отсюда вытекает и задача – развить у детей чувство прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, по этому, владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Использование пальчиковых игр, игр с ладошками, разработанные на фольклорном материале, т. е с использованием художественного слова, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника, содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественное слово играет важную роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно уже в дошкольном детстве вызвать у детей интерес и любовь к литературным произведениям.

Художественные литературные произведения становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня познавательной, художественной деятельности детей, их нравственному воспитанию.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются постепенно усложняющиеся задачи, выполнение которых обусловливает положительные результаты воздействия на детей художественной литературы. Эти задачи направляются к постепенному повышению уровня восприятия детьми литературных произведений, что неотделимо от развития деятельности мышления, воображения, от обогащения и углубления чувств, переживаний.

С течением времени при активном воспитательном воздействии у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, к тому, о чем в них рассказывается, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большое удовлетворение. Сказки, рассказы, стихи становятся для детей источником познания мира, возникновения чувств.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими, например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.

Отгадывание и придумывание загадок оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей, употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Публикации по теме:

Значение художественного слова в воспитании дошкольного возраста Значение художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста я широко использую художественное.

Интегрированный физкультурно-оздоровительный проект «Роль художественного слова в физическом развитии детей» Актуальность проекта. В настоящее время наблюдается стабильное ухудшение здоровья дошкольников. В связи с этим появилась острая необходимость.

Конспект НОД по ручному труду «Листопад» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Листопад, листопад – лес осенний конопат».

Конспект НОД по ручному труду «Лягушка» Цель и задачи: Формировать умение создавать поделку на основе конуса; Продолжать закреплять навыки вырезания предметов из листа, сложенного.

Консультации родителей на тему кружковой деятельности «Использование художественного слова в жизни детей» Консультации родителей на тему кружковой деятельности "Использование художественного слова в жизни детей" Дата проведения 14.11.2014 Цель:.

Консультация для педагогов «Использование художественного слова в организации режимных моментов детей 2–3 года жизни» Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие.

Конспект НОД по ручному труду «Веночек из пасхальных яиц»Конспект НОД по ручному труду «Веночек из пасхальных яиц» ТЕМА : "Веночек из пасхальных яичек" Цель: детей шестого года жизни учить овладевать пластилинографией на картоне. Закрепить представление.

План кружковой работы по ручному труду План кружковой работы по ручному труду. Тема: «Мастерская пчелки». Пояснительная записка. Современное общество требует людей творческих.

Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста» Все мы родом из детства.». Эти прекрасные слова Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни. Эти слова могли бы.

Значение художественного слова в движении. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование художественного слова на занятиях по ручному труду
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 09:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД