Лучший педагог года

Использование индуктивного робота в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Жанна Плешкова
Использование индуктивного робота в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

«Если сегодня мы будем учить так,

как учили вчера, мы украдем

у наших детей завтра»

Джон Дьюи

В наше время воспитание и образование невозможно без использования технических и компьютерных средств. Дети сейчас живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Поэтому современная педагогика в соответствии с ФОП ДО все больше применяет множество различных технических средств для обучения и развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Использование индуктивного робота в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах

В поисках новых современных игровых методов организации коррекционного обучения, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей, я решила использовать в работе индуктивного робота. Индуктивный робот представляет собой интерактивную игрушку, которая может перемещаться на поверхности листа бумаги по нарисованной самостоятельно ребенком линии.

Индуктивные роботы могут быть представлены в виде разнообразных роботов, видов транспорта, представителей животного мира и т. д. Данные роботы используют оптический датчик, который помогает считывать черные линии, нарисованные на листе бумаги. В набор входит сам робот, батарейки к нему, маркер и поле для перемещения робота, хотя в качкстве поля можно использовать лист бумаги.

Игры с таким роботом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, повышают мотивацию к образовательной деятельности и помогают ее разнообразить. Прослеживание за роботом активизирует внимание и зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Новизна заключается в адаптации индукционных игрушек в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: активизация и развитие речи и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью индуктивных роботов.

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- способствовать формированию умений и навыков работать с интерактивным оборудованием;

- создавать положительную мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

- развивать различные компоненты речи через практическое использование индуктивных игрушек.

- развивать мелкую моторику и графические навыки детей;

- стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;

- развивать пространственное и критическое мышление, воображение, память

Для успешной реализации поставленных задач необходимо создание следующих организационно-педагогических условий:

- преобладание в методике работы поисково-исследовательских и практических методов;

- наличие развивающей предметно-пространственной, интерактивной среды, способствующей развитию речевой, познавательной активности и креативной деятельности детей;

- присутствие взрослого, владеющего определенным уровнем педагогической компетентности в области образовательной роботехники, имеющего позитивное отношение к инициативе и творческим проявлениям детей.

Для выполнения этих условий использованы следующие методы:

1. Эвристический метод. Цель: активизировать мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации

2. Метод наглядного моделирования. Цель: развивать умение строить логические схемы.

3. Метод творческих заданий. Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий

4. Метод экспериментирования в исследовательской ситуации. Цель: стимулировать поисковую, преобразовательно-творческую деятельность.

Начинать работу пришлось с нуля, потому что практического материала в интернет ресурсах совершенно нет. Я разработала игры и задания, в которых поставленные задачи решались с помощью индукционных роботов.

Освоение навыков работы с индуктивными роботами, проходило по следующим тапам.

1 этап. Формирование навыков пространственного ориентирования и графических навыков. Мною были подобраны игры на формирование пространственного ориентирования с оборудованием и без, а также игры по формированию графо-моторной функции у детей.

2 этап. Знакомство с роботом и его функционалом. На данном этапе дети знакомились с порядком действий с роботом:

• Используя маркер из набора нарисовать линию на листе бумаги

• Включить переключатель в нижней части робота

• Поместить робота на нарисованную линию

Правила:

Линия должна быть черной, полностью закрашенной, без острых углов

Толщина линии должна быть не менее 4 мм, но не более 1 см

Робота нельзя использовать под прямыми солнечными лучами или вблизи ламп накаливания

Не использовать для работы глянцевую бумагу

3 этап. Практическое использование индуктивных роботов в играх и игровых упражнениях по развитию речи. На этом этапе дети учились рисовать линии и схемы для передвижения робота по нужной траектории.

4 этап Закрепление умений и навыков работы с интерактивной игрушкой. На этом этапе мы смогли перейти к командным играм. Ребятам предлагалось построить собственные схемы-рисунки для робота.

5 этап. Интеграция работы с роботом с другими видами образовательной деятельности. Индуктивные роботы гармонично вошли в различную образовательную деятельность. Они стали прекрасными помощниками в решении проблемы как «разговорить» стеснительного ребенка с нарушениями речи, поэтому робота можно и нужно использовать в индивидуальной работе. Замечательно подходят индуктивные роботы для занятий с особыми детьми.

Применение индуктивного робота в коррекционной логопедической работе проводилось по следующим направлениям:

Развитие слухового внимания:

«Слоговые дорожки» – робот проходит слоговую дорожку на заданный звук, а ребенок повторяет за взрослым или читает самостоятельно.

«Угадай-ка» – взрослый называет звук, а ребенок рисует путь к схеме этого звука или к букве, его обозначающей.

«Не ошибись» - ребенок должен провести линию по инструкции педагога (сначалв до красного квадрата. ю потом до синего треугольника и т. д.) и запустить робота по этому пути

Активизация артикуляционного аппарата и формирование звукопроизношения:

«Найди нужную картинку» – ребенок рисует линию роботу до заданного артикуляционного упражнения, а потом выполняет его.

«Идём до звука» – выполняя определенные артикуляционные движения;

«Повтори» - автоматизация звука изолированно, в слогах или словах (повторять пока движется робот)

Развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа:

«Хитрые слоги» – найти картинку или фигуру слова, в котором есть заданный слог, провести к нему линию, запустить робота и и назвать его.

«По дорожке проведи и все буквы собери» - ребенок проводит линию так, чтобы робот собрал определенные буквы, расположенные на листе в произвольном порядке

«Цепочка слов» – найти соответствующую картинку, название которой начинается на последний звук заданного слова.

«Назови все слова с заданным звуком» – надо пройти роботом по всем картинкам с определенным звуком в разной позиции (начало, середина, конец слова)

«Доведи робота до правильной схемы слова»

«Робота запускай и словечко прочитай» - прочитать слово, которое состоит из букв на пути робота

Уточнение и активизация словаря:

«Что лишнее?» – дойти до картинки, в названии которой нет данного звука.

«Слова – наоборот найди и робота проведи».

«Найди слова» - ребенок должен обвести картинки на листе на определенную тематику (овощи, фрукты, мебель и т. д.) и проложить роботу такой путь, чтобы назвать все нужные слова

«Как увидишь на пути, ты в звоночек позвони»

Коррекция и развитие грамматического строя речи:

«Сосчитай предметы, до которых дошел робот»

«Один – много»

«Назови ласково»

Развитие связной речи:

«Придумай сказку про робота» - ребенок придумывает сказку и рисует ему путь по сюжету на листе бумаги

Формирование пространственных представлен

«Проведи робота до…» - ребенок рисует линию по словесной инструкции педагога (верхнего правого угла, середины листа и т. д.)

Использование индуктивных роботов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в течение учебного года привело к следующим результатам. У детей выявлены значительные улучшения уровней развития всех компонентов речевой системы. Конечно нельзя сказать, что эти положительные результаты достигнуты исключительно только благодаря использованию индуктивных роботов, т. к. работа ведется в системе и комплексно, но мотивация на занятия у детей очень увеличилась. Занятия действительно превращаются в увлекательные приключения с помощью этих чудесных роботов! Познавательная активность детей возрастает в разы, каждому хочется реализовать свою идею в игре, ответить на вопрос, найти решение проблемы, выполнить задание, нарисовать правильный путь для робота.

Таким образом, использование индуктивного робота в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда позволяет оптимизировать и индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, создавать в процессе обучения необходимую этим детям «ситуацию успеха». Благодаря сочетанию традиционных и технических средств работа педагога в дошкольной организации становится значительно разнообразнее и эмоциональнее, а у детей проявляется творчество и радость поиска новых технических решений.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование индуктивного робота в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Опубликовано: 10 марта 2024 в 05:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД