Елена Пугач
Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным -
вот задача первоначального обучения».
К. Д. Ушинский
Всем нам хорошо известно, что такой этап развития ребенка, как дошкольное детство, это время становления его индивидуальности, первооснов личности, развития любознательности, формирования таких качеств как вкус и эстетическое восприятие, а так же общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем и первооткрывателем окружающего мира. Он познает и исследует все, что его окружает, старается понять, как все вокруг устроено. Все это осуществляется методом проб и ошибок, но приносит свои плоды и результаты.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речи детей – одна из главных задач, которую решают в тесном сотрудничестве и взаимодействии дошкольная организация и родители. Последовательное усвоение понятий «буква», «слог», «слово», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, ее произвольность. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста. От того, как ребенок будет введен в грамоту, зависит не только его успех в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамотой распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но, чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще в дошкольном возрасте.
Процесс обучения грамоте будет протекать легко, при условии, что он станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Это не только интересно, но и помогает запомнить больший объем информации и научиться применять ее на практике в занятиях и в повседневной жизни.
Дети дошкольного возраста усваивают только ту информацию, которая наиболее близка им, которая больше всего их заинтересовала, которая способна вызвать приятные, комфортные чувства.
Всем нам известно, что компьютеры окружают детей практически с рождения. Пяти – шестилетний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, он не ругает за ошибки, ждет, пока ребенок сам найдет и исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Поэтому, наряду с традиционными методами обучения, в работе по обучению грамоте я предлагаю использовать информационно-коммуникационные технологии. В частности, интерактивные игры, созданные с помощью таких программ, как Power Point и Mimio.
С помощью данных игр можно решить следующие задачи:
• знакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
• учить различать гласные и согласные звуки;
• учить определять первый звук в слове;
• учить придумывать слова на заданный звук;
• учить находит место звука в слове;
• знакомить с графическим изображением букв, соотносить звук с его изображением (буквой);
• учить определять количество и последовательность звуков в слове;
• учить составлять схематическое изображение слов с помощью графических символов, придумывать слова по заданной схеме;
• знакомить со слоговой структурой слова;
• учить определять количество слогов в слове;
• учить графически изображать предложения, придумывать предложения по заданной схеме;
• отрабатывать навык слогового чтения;
• пополнять и активизировать словарь;
• развивать связную речь.
Большим преимуществом интерактивных игр является их информационная емкость. В одном слайде можно разместить достаточно большой объем информации (текстовый, графический, звуковой). Для создания таких игр не требуется углубленных компьютерных знаний и навыков программирования. Обе программы просты в использовании. При необходимости, за короткое время, в игру можно внести изменения.
Использование интерактивных игр, в которых ребенок выполняет задание обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям, повышает их мотивационную готовность. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка. Дети с нетерпением ждут занятий с использованием компьютерных игр, поэтому положительных результатов можно достичь в более короткие сроки.
Интерактивные игры можно использовать в различных формах : индивидуально, с подгруппой, как часть занятия со всей группой детей.
Использование ИКТ при позволяет сделать образовательную деятельность более современной. Вместе с тем, данную технологию можно использовать в работе с детьми лишь при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В данной публикации представляю вашему вниманию Mimio-проект «Путешествие в страну гласных звуков», который является лишь небольшой частью созданных мной интерактивных игр для обучения старших дошкольников грамоте, т. к. в нем представлены задания для знакомства только с гласными звуками.
Данный проект содержит 22 слайда, в которые входит титульный лист, оглавление и 20 интерактивных заданий. На протяжении всего проекта детей сопровождает милый старичок Буквоежка. Нажав на его изображение на любом из слайдов, ребенок услышит задание, которое необходимо выполнить. Также, Буквоежка похвалит малыша за правильный ответ.
Оглавление (фотография 1) представлено в виде картинок, чтобы оно было понятно детям. Все картинки интерактивны. Нажав на любую их них, вы попадаете на страничку с заданием.
Нажав на карту, вы попадете в город «Звукоград», в котором живут звуки. На карте наглядно можно объяснить ребенку, что звуки бывают гласные и согласные. Согласные, в свою очередь, делятся на твердые и мягкие. Поэтому домики у звуков разного цвета. Звуки ходят друг к другу в гости. Так получаются слоги. А если их собирается много, получается слово.
На второй фотографии вы встретите веселый паровозик, на котором ребята отправляются в путешествие по городу звуков. Если нажать на звездочку в левом верхнем углу экрана, зазвучит музыка, под которую паровозик с детьми отправляется в путь. Также этот слайд можно использовать в качестве физминутки в любой части занятия.
В правом нижнем углу каждого слайда маленький смайлик, нажатием на который можно вернуться к оглавлению. Таким образом, задания можно проходить не по порядку, а по выбору ребенка.
На третьей фотографии представлен слайд, который знакомит дошкольников с понятием звук. Нажав на одну из звездочек, они слышат звук. Дети, нажав на звездочку, слышат звук, который им необходимо узнать. Открыв окошко рядом со звездочкой, они проверяют правильность или неправильность своего ответа. В конце игры педагог подводит детей к выводу, что все, что мы слышим в окружающем мире, это звуки. А значит и то, что мы произносим: слова и предложения, тоже состоит из звуков.
То, что мы слышим и произносим – это звук. А то, что видим и записываем – его графическое обозначение – буква (фотография 4).
Нажав на одну из букв в оглавлении, вы попадаете на слайд, где ребенку необходимо поочередно открывать окошки и угадывать первый звук в названии открывшейся за ним картинки (фотография 5).
На фотографии 6 - слайды, где дети знакомятся с графическим изображением звуков – буквами, которые их изображают. Педагог показывает детям букву, называет звук и предлагает придумать на что названная буква похожа. Данное задание не только помогает ребенку запомнить буквы, но и развивает воображение.
На слайдах, которые представлены на фотографии 7, детям предлагается поиграть со звуками в прятки и определить, в какой части слова спрятался заданный звук: в начале, в середине или в конце слова. Правильный и неправильный ответы сопровождаются разными звуковыми сигналами.
На восьмой фотографии изображены слайды, где детям необходимо на слух определить, есть в названии картинки предлагаемый звук, или нет. Нажав на картинку, ребенок слышит звук, который показывает правильность ответа. Здесь также можно попросить ребенка определить место звука в слове, при его наличии, или придумать слово на такой же звук.
Слайды, которые изображены на девятой фотографии, служат для закрепления знаний детей о графическом обозначения звуков. Педагог сообщает им о том, что на город Звукоград обрушился страшный ураган, и все буквы рассыпались. Детям необходимо собрать сломанные буквы. Когда буква готова, предложите ребенку придумать слово, на звук, который она изображает.
На десятой фотографии педагог или Буквоежка читают детям стихотворение, после чего им необходимо составить слово. Сначала, как плачет малыш – «Уа», затем, как кричат в лесу – «Ау». После выполнения задания, дети могут проверить себя, как графическим изображением слова, так и его звучанием, нажав на соответствующие картинки.
На 11 фотографии Буквоежка приглашает ребят в магазин, но купить можно только те продукты, которые начинаются на определенный звук. Можно усложнить задание, предложив детям "купить" только те продукты, у которых заданный звук в середине или в конце слова.
Вот так, с помощью Буквоежки и интерактивных заданий можно познакомить детей с миром гласных звуков. Задания можно делать самые разнообразные, все зависит лишь от вашей фантазии!
Спасибо за внимание!