Папки-передвижки

Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Вера Тронина
Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что в начале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Публикация «Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Таким детям крайне необходима логоритмика, т. к. каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учит детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Сущность логоритмики состоит в создании для детей особой нетравматизирующей среды, какой является коллектив, куда в частности входит укрепление и развитие моторики.

Основой логоритмики является эмоциональность, образность.

Почти каждое упражнение хоть для дыхания, хоть для языка даётся в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно связаны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влияние музыки не требует доказательств.

Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.

Задачи:

образовательные

• укреплять косно-мышечный аппарат, координацию движений за счет

ритмических упражнений – идет физическое развитие ребенка.

• развивать правильное речевое и певческое дыхание.

• улучшать осанку, походку и грацию.

позновательные

• занимаясь логоритмикой, дети осваивают муз культуру, становятся впечатлительными, что способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию.

воспитательные

• воспитывать способности воспринимать музыкальные образы перевоплощаться в них, что способствует развитию творческих способностей.

В своей работе использую Музыкально — оздоровительный комплекс, куда входят:

1. Валеологические песни – распевки

2. Дыхательная гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

4. Логоритмические упражнения

5. Пальчиковые игры

6. Игровой массаж

7. Психогимнастика

Предлагаю элементы практического материала, которые использую на занятиях логоритмики в логопедической группе с ФФНР.

Игровой массаж

Цель: активизация биоактивных точек, улучшение кровообращения.

Массаж спины «Скворцы».

Раз и два – звенят капели (пробежаться пальчиками снизу вверх)

Три, четыре – мы запели (погладить снизу вверх)

Пять и шесть – летят скворцы (пошлепать ладошками)

К нам летят скворцы – певцы (круговые движения кулачками)

Семь и восемь – песни льются (поколачивание кулачками)

Девять, десять – все смеются (поглаживание ладонями)

Массаж пальцев «Грачи».

Мы лепили куличи (лепить «пирожки»)

Прилетели к нам грачи (помахать «крыльями» ладошками)

Первый грач испек пирог, (поочередно массировать каждый палец, начиная с большого)

А второй ему помог

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал (постукивание по коленям).

Пальчиковые игры.

Цель: развитие мелкой моторики, активизация речи.

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

Согревалки.

Мы ножками потопаем

Топ, топ, топ. (топаем)

Мы ручками похлопаем

Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопаем)

Головкой покачаем

Ник, ник, ник. (качаем головой)

И дальше продолжаем

Прыг, прыг, прыг. (прыгаем)

Ритмические игры.

Речевые игры на развитие чувства ритма предполагают проговаривание, пропевание длинных и коротких звуков. Проговаривая слова, хлопать ритмический рисунок, или выстукивать его на детских музыкальных инструментах.

Лягушки.

Посмотри-ка, на опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыгай с пятки на носок.

Дрова.

Мы сейчас дрова распилим

Раз – два, раз – два,

Будут на зиму дрова.

«Грамоте учили»

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили.

Не писать, не считать,

А на лошади скакать.

Логоритмические упражнения.

Цель: учить координировать речь с движением, гармонизировать психическое развитие детей.

Солнышко.

К солнышку стучим в окно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучат)

Ведь тебя мы ждем давно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучат)

Лучики нам протяни, (Две руки вперед)

Нас покрепче обними. (Объятья)

Котик.

Котик умывается («Умывается»)

На охоту собирается, (Маршируют на месте)

Вымыл ушки и усы, («Моет»)

Вымыл лапочки свои, (Гладят ладошки)

А в лапочках - подушках (Коготочки)

Острые игрушки

Цап-цап, цап-царап, (Скребутся об пол, сидя на корточках)

Он пойдет ловить мышат.

Хлоп-топ.

Елочка, елочка, (Хоровод)

Зеленая иголочка

В гости мы к тебе пришли

Хоровод свой завели

(В гости снова к нам пришла,

Хоровод свой завела)

Хлоп, хлоп, хлоп, (3 хлопка)

Топ, топ, топ, (3 притопа)

А у елки белый кот, («лапки»)

Под елку он залез поспать, (Ладошки под щечку)

Не будем мы ему мешать. (Присесть, пальчик к губам тс-с-с).

Литература:

1. Аромштам М. Игры для детей //Дошкольное образование. №2. 2001.

2. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М., 2004.

3. Моисеева Р. Паличиковые игры-упражнения // Дошкольное воспитание. №5 1999

4. Синкевич Е. А., Большева Т. В. Физкультура для малышей. СПб., 2005.

5. Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с ФФНР // Дошкольное воспитание 2000.

6. Франио Г. С., Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М., 1995.

Публикации по теме:

Игровой практикум для воспитателей «Логоритмика в жизни ребенка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50 «Сказка» г. Кимры, Тверской области Игровой практикум для воспитателей.

Использование логоритмики и ритмопластики в образовательной области «Музыка» на занятиях с детьми дошкольного возраста 1 слайд: «Использование элементов логоритмики и ритмопластики в образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста». 2 слайд:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 17 июня 2014 в 07:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Вера Тронина (УИ 134833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД