Инна Кирьякова
Использование музыкотерапии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-тематическое сообщение для воспитателей
Подготовила музыкальный руководитель
МБДОУ №46 Кирьякова И. В.
Музыкальная терапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Музыка окружает нас везде, без неё нельзя представить нашу с вами жизнь.
Публикация «Использование музыкотерапии в детском саду» размещена в разделах
Она оказывает лечебное действие на организм еще не рожденного ребенка. Находясь в утробе матери, ребенок слышит. И эти первые звуки оказывают сильное влияние на его эмоциональный мир.
Почему музыка так сильно воздействует на нас?
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
-Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
-Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
-Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
-Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
-Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) в коррекционной и лечебной педагогике используется и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений:
•метод арттерапии
•метод цветотерапии
•элементы сказкотерапии
•игротерапия
•психогимнастические этюды и упражнения
•вокалотерапии
•прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
Арттерапия
Детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и
переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т. п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.
Цветотерапия
Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения,
успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также рекомендуется использовать эти цвета.
Сказкотерапия
Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.
Психогимнастические этюды и упражнения
На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим
настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память,
моторика).
«Повтори музыкальную фразу»
Дети с разными эмоциями должны повторить
фразу, которую пропевает или произносит педагог
1»Дайте, пожалуйста игрушку.»
2 «Не хочу сегодня играть.»
3 «Помоги мне собрать игрушки»
4 «Поздравляю с днем рождения.»
«Ласка»
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает котенка к себе. Пушистый котенок прикрывает от удовольствия глаза, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руку.
Игротерапия
Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии.
Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы
Упражнение «Доброта»
Это упражнение способствует развитию доверия, сплоченности группы и может быть хорошим в начале работы, т. к. здесь есть обращение к чувствам.
Инструкция: «В каждом из нас, в той или иной степени, развить чувство доброты, доброе отношение к людям. Сейчас мы будем говорить добрые слова о людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, знакомых, друзьях. У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться. Вы самостоятельно выберете людей (лучше из группы, о которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть кратким, конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете».
Упражнение «На что похоже мое настроение»
Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме.
Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение?»
Упражнение выполняется по кругу, с мячиком.
Варианты: «На какую погоду (музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение?»
Вопросы: Как вам показалось, какие чувства мы испытывали чаще всего?
Вокалотерапия
Вокалотерапия - лечение голосом. Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения. А искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную его биомеханику, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Так как у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, необходима специальная система упражнений для постановки правильного дыхания, развития мышц грудной клетки, увеличения её эластичности. Упражнения рекомендуется выполнять в собственном дыхательном ритме, следя за вдохом и выдохом.
«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз»
Ребёнка просят пропеть своё имя или какую-либо фразу, например, спеть, что он сейчас делает. «Меня зовут Маша или «Я сейчас играю….»
Усложнение. Просят спеть своё имя или фразу с определенной интонацией - гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д. Дети поют на любой ноте и высоте
Игры на развитие дыхания «Дирижер»
Выбирается ребенок – дирижер, ему дается дирижерская палочка. Ребенок медленно поднимает палочку вверх, дети делают глубокий вдох, медленно опускает – выдох.
«Воздушный шар»
Надуваем, дети, шарик, он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – ш-ш-ш…
Стал он тонкий и худой.
М. р. А теперь проверим спину – вот она какая, спина у нас прямая!
М. р. Для того, чтобы наш язычок умел хорошо петь, ему тоже нужна
гимнастика.
Музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
Использование приема музицирования на детских шумовых и русских
народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать
при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только
аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и
импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой
внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.
Рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада.
В детском саду музыка необходима детям в течении всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:
Утром рекомендуется включать солнечную оптимистическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.
При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.