МААМ-картинки

Использование музыкотерапии в детском саду

Инна Кирьякова
Использование музыкотерапии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Информационно-тематическое сообщение для воспитателей

Подготовила музыкальный руководитель

МБДОУ №46 Кирьякова И. В.

Музыкальная терапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Музыка окружает нас везде, без неё нельзя представить нашу с вами жизнь.

Публикация «Использование музыкотерапии в детском саду» размещена в разделах

Она оказывает лечебное действие на организм еще не рожденного ребенка. Находясь в утробе матери, ребенок слышит. И эти первые звуки оказывают сильное влияние на его эмоциональный мир.

Почему музыка так сильно воздействует на нас?

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

-Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

-Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

-Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

-Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

-Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) в коррекционной и лечебной педагогике используется и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений:

•метод арттерапии

•метод цветотерапии

•элементы сказкотерапии

•игротерапия

•психогимнастические этюды и упражнения

•вокалотерапии

•прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Арттерапия

Детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и

переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т. п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

Цветотерапия

Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения,

успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также рекомендуется использовать эти цвета.

Сказкотерапия

Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

Психогимнастические этюды и упражнения

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим

настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память,

моторика).

«Повтори музыкальную фразу»

Дети с разными эмоциями должны повторить

фразу, которую пропевает или произносит педагог

1»Дайте, пожалуйста игрушку.»

2 «Не хочу сегодня играть.»

3 «Помоги мне собрать игрушки»

4 «Поздравляю с днем рождения.»

«Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает котенка к себе. Пушистый котенок прикрывает от удовольствия глаза, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руку.

Игротерапия

Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии.

Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы

Упражнение «Доброта»

Это упражнение способствует развитию доверия, сплоченности группы и может быть хорошим в начале работы, т. к. здесь есть обращение к чувствам.

Инструкция: «В каждом из нас, в той или иной степени, развить чувство доброты, доброе отношение к людям. Сейчас мы будем говорить добрые слова о людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, знакомых, друзьях. У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться. Вы самостоятельно выберете людей (лучше из группы, о которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть кратким, конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете».

Упражнение «На что похоже мое настроение»

Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме.

Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение?»

Упражнение выполняется по кругу, с мячиком.

Варианты: «На какую погоду (музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение?»

Вопросы: Как вам показалось, какие чувства мы испытывали чаще всего?

Вокалотерапия

Вокалотерапия - лечение голосом. Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения. А искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную его биомеханику, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Так как у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, необходима специальная система упражнений для постановки правильного дыхания, развития мышц грудной клетки, увеличения её эластичности. Упражнения рекомендуется выполнять в собственном дыхательном ритме, следя за вдохом и выдохом.

«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз»

Ребёнка просят пропеть своё имя или какую-либо фразу, например, спеть, что он сейчас делает. «Меня зовут Маша или «Я сейчас играю….»

Усложнение. Просят спеть своё имя или фразу с определенной интонацией - гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д. Дети поют на любой ноте и высоте

Игры на развитие дыхания «Дирижер»

Выбирается ребенок – дирижер, ему дается дирижерская палочка. Ребенок медленно поднимает палочку вверх, дети делают глубокий вдох, медленно опускает – выдох.

«Воздушный шар»

Надуваем, дети, шарик, он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел – ш-ш-ш…

Стал он тонкий и худой.

М. р. А теперь проверим спину – вот она какая, спина у нас прямая!

М. р. Для того, чтобы наш язычок умел хорошо петь, ему тоже нужна

гимнастика.

Музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Использование приема музицирования на детских шумовых и русских

народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать

при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только

аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и

импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой

внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

Рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада.

В детском саду музыка необходима детям в течении всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

Утром рекомендуется включать солнечную оптимистическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.

При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

Публикации по теме:

Использование атрибутов в проведении праздников и развлечений в детском саду Праздник в детском саду – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своими сюрпризами и необычностью. Дети любят праздники за то,.

Использование техник нетрадиционного рисования в детском садуИспользование техник нетрадиционного рисования в детском саду Цель занятий: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования, создание условий для.

Использование бросового материала в детском саду Структурное подразделение МБУ "Лицей №51" детский сад "Реченька" Федотова Н. Н. Князева А. В. Наш опыт работы с детьми показывает, что для.

Использование ИКТ в детском садуИспользование ИКТ в детском саду Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего,.

Использование макетов и мини-музеев в детском садуИспользование макетов и мини-музеев в детском саду Использование макетов и мини-музеев в детском саду. Подготовила воспитатель: Черепанова Ирина Владимировна ГБДОУ д/с №20 2017г. На каждом.

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в детском саду Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие.

Использование персонажей из мультиков в театрализованной деятельности в детском садуИспользование персонажей из мультиков в театрализованной деятельности в детском саду .

Использование тестопластики на занятиях по лепке в детском саду Поделки из теста являются древней традицией. С давних пор из теста выпекали не только хлеб, но и делали разные декоративные изделия. Тесто.

Использование занимательного материала в логико-математическом развитии в детском саду Использование занимательного материала в логико-математическом развитии в детском саду. Обучение дошкольников началам математике в настоящее.

Проект «Использование проблемных ситуаций в детском саду» Подготовила: воспитатель Маслова Н. Ю "Использование проблемных ситуаций в детском саду". Актуальность данной проблемы. В современных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыкотерапии в детском саду
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 14:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музыкотерапии в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Инна Кирьякова (УИ 307789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД